МАРИНА ОВЧИННИКОВА
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (математика) (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Во время основной образовательной деятельности не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто заучивают счет неосознанно, механически. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Публикация «Конструкт непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (математика) (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности к математике и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Чтобы помочь детям справиться со всеми этими проблемами, необходимо включать в образовательную деятельность развивающие игры.
Игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных игр и задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Цель: способствовать развитию познавательной активности, развитию счетной деятельности и умственных способностей дошкольников через
математические игры.
Задачи: использовать различные игровые технологии для формирования счетной деятельности детей дошкольного возраста.
Методы и приемы:
Методы:
• Наглядные: показ картинок;
• Словесные: использование считалок;
• Практические: работа с цифрами, разрезными картинками, настольными играми.
Приемы:
• Повторение: закрепление уже имеющихся знаний;
• Указания: разъяснение правильного порядка действий при выполнении задания;
• Оценка: обсуждение действий детей;
• Вопрос: репродуктивный, поисковый;
• Интригующая интонация голоса педагога при вопросе.
На занятии используется разработанные педагогом задания, с которыми обычное занятие превращается в занимательную игру.
Ожидаемый результат:
1. Создание положительной мотивации и повышение познавательной активности.
2. Повышение коммуникативной компетенции ребенка во взаимодействии с педагогом.
Конструкт математического занятия для старших дошкольников.
Вид деятельности : познавательная.
Форма: занятие.
Способ организации: активно-деятельностный
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Обучающие:
• Упражнять в счёте в пределах 10.
Развивающие :
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций.
Оборудование: учебная доска с названиями игр, конверты с играми, шнурочки с цифрами, мяч, настольные игры математического содержания (танграм, палочки Кюизенера, лабиринты, «Кто спрятался в домике»)
Этапы Содержание деятельности Действия
ребенка педагога
1. Организационный момент. Включение в совместную образовательную деятельность Здравствуйте!
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Посчитаем мы друг друга. Назовемся мы по кругу. Первый ребенок самый – умный, второй ребенок самый -, третий самый -, а четвертый самый -, а шестой ребенок -, седьмой самый -, восьмой самый -, девятый самый -, десятый самый - …
Вот мы с вами посчитались и играть пора настала… Дети собираются в круг, продолжают стихотворение по тексту Педагог стимулирует к совместной работе, включает детей к деятельности
2. Планирование совместной деятельности Посмотрите на нашу доску, что вы видите? К нам сегодня в гости пришли игры: «Собери и назови», «Число в картинке», «Ловишки с цифрами», «Мяч вопросов». А вы хотите в них поиграть?
Выберите, пожалуйста, с какой игры начнем. А чтобы никому обидно не было, мы будем выбирать игру с помощью считалочки. Дети сосредотачивают внимание, вспоминают считалочку и с ее помощью выбирают игру. Педагог предлагает игры, помогает детям выбрать считалочку.
3. Проигрывание первой игры Игра «Собери и назови», в каждом конверте находится картинка, ваша задача собрать картинку и назвать, что изображено на картинке, выберите себе конверт. Приступаем к игре.
У всех все получилось, назовите, что получилось. Все это первые весенние цветы.
Давайте выберем следующую игру. Кто посчитает? Дети собирают картинки, называют цветы, изображенные на картинке.
С помощью следующей считалочки выбираю игру. Педагог объясняет правила игры, по ходу игры оказывает помощь тем, кто затрудняется в выполнении задания.
4. Проигрывание второй игры Игра «Число в картинке», для того, чтобы начать в нее играть, нужно разбиться на пары по общему признаку. Готовы? Назовите, по какому общему признаку вы объединились. А теперь каждая пара возьмет себе набор цифр от 1 до 10 и картинки к ним, ваша задача выстроить цифры по порядку от 1до 10 и подобрать к ним соответствующую картинку.
Ну что ж и эта игра сыграна, давайте выберем следующую игру. Дети выбирают себе пару, обосновывают свой выбор. Выстраивают цифровой ряд и подбирают соответствующие картинки.
С помощью считалочки определяют следующую игру. Педагог объясняет правила игры, по ходу игры оказывает помощь тем, кто затрудняется в выполнении задания.
5. Проигрывание третьей игры Игра «Ловишки с цифрами». Чтобы сыграть в эту игру нам нужно выбрать двух ловишек и снова к нам на помощь придут считалки. Итак, ловишки выбраны, цифры разобраны. А теперь задание для ловишек: первый ловишка ловит цифры больше пяти, второй ловишка – меньше пяти. Давайте все вместе проверим правильность выполнения задания.
У нас осталась еще одна игра. Дети выбирают себе цифры, убегают от ловишек. Проверяют правильность выполненного задания у ловишек. Педагог с помощью считалки определяет ловишек, контролирует выполнение детьми правил игры.
6. Проигрывание четвертой игры Игра «Мяч вопросов». Для этой игры нам с вами нужно встать в круг, я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, в вы на них отвечать, согласны?
1. Какое сейчас время года?
2. Сколько месяцев весной?
3. Какой сейчас месяц?
4. Какой сегодня день недели?
5. Какой день недели был вчера?
6. Какой день недели будет завтра?
7. Сколько дней в неделе?
Дети становятся в круг, отвечают на вопросы. Педагог контролирует ответы детей.
7. Физминутка А сейчас предлагаю немного отдохнуть:
Каждый день по утрам делаем зарядку
Руки вверх, потом вниз,
Руки вверх, потом вниз,
А потом вприсядку, а потом вприсядку. Дети свободно встают и выполняют движения по тексту. Педагог проговаривает текст, выполняет движения вместе с детьми
8. Анализ. Итог занятия Ну вот, игры и сыграны, в какие игры мы с вами поиграли, какая игра понравилась больше всего, во сколько игр мы сыграли? Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Педагог контролирует ответы детей.
9. Самостоятельная деятельность, настольные игры по выбору детей. Вы устали? Тогда предлагаю поиграть в игры за столами, для того чтобы определиться за каким столом играть возьмите, пожалуйста, круг и подойдите к столу с таким же кругом, там вас ждет игра. Дети выбирают круг для самостоятельной игры за столами. Играют за столами в игры, помогают друг другу. Педагог объясняет правила игры, по ходу игры оказывает помощь тем, кто затрудняется в выполнении задания.
Перечень программно-методического обеспечения
1. Занятия со старшими дошкольниками : формирование графических навыков и временных представлений/сост. Москаленко В. В. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Казинцева Е. А, Померанцева И. В, Терпак Т. А. Формирование математических представлений. Учебно – методическое пособие. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Табаркина Т. И, Елкина Н. В. и учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.