Инна Кондрашкова
Конструкт образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего возраста «Помощница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего возраста
Тема: Помощница-Вода
Форма совместной деятельности : Детское экспериментирование.
Форма организации: групповая
Публикация «Конструкт образовательной деятельности по направлению „Познавательное развитие“ для детей старшего возраста „Помощница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материалы: клеенка, стаканчики, бумажные салфетки, уголь, песок, сито, опилки, соль, ткань, изображение капельки, вода из реки, лимон, книга «Мороз Иванович», персонаж Золушка, конверт с письмом, йод, воронка из бумаги.
Предварительная работа: экскурсия к реке, опыты с водой, чтение сказки «Мороз Иванович», беседы о природе, наблюдения за окружающей средой.
Ход занятия:
Появляется кукла Золушка
Воспит. :Ребята, посмотрите кто это к нам пришел в гости? Здравствуй девочка, а ты кто?
Кукла: Я золушка.
Воспит. : Почему ты грустишь?
Кукла: я захотела поехать на бал, но злая мачеха приготовила смесь песка, соли и опилок и приказала их отделить друг от друга, а я не знаю как…
Воспит. : Не печалься, Золушка, поезжай на бал, а мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята, давайте придумаем, как можно отделить соль, песок и опилки. Дети предлагают разные варианты, пробуют экспериментировать. Если они сами не придут к правильному решению, то надо подсказать- кто может помочь выполнить такое сложное задание?
Воспит. : придется звать помощницу. Угадайте, кто она?
Она – и туча, и туман.
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит
И стеклянной может быть. (Вода).
Да ребята, при помощи воды мы можем отделить друг от друга опилки, песок и соль.
Воспитатель предлагает детям вспомнить из чего получают опилки?
Дети: Из дерева.
Воспит. : Что с ними будет если они попадут в воду?
Дети: Они всплывут.
Воспит. : А песок он легкий или тяжелый?
Дети: Тяжелый
Воспит. : Песок растворяется в воде?
Дети: Нет
Вывод: если смесь налить в воду, то песок осядет на дно, опилки всплывут, а куда денется соль?
Дети: Соль растворится.
Воспит. : опилки можно достать ситом, а воду слить. На дне останется песок. Воду надо процедить, в этой воде растворена соль. Отпустим проволочку в воду и оставим воду на несколько дней. Как вы думаете зачем? Что происходит с водой, когда она долго стоит в открытом сосуде? Вода испарится, а соль останется на проволочке.
Хоть и трудное задание дала Золушке мачеха, мы с ним справились и помогли девочке. Но главной нашей помощницей была вода. У воды еще много чудес, и вы с ними еще познакомитесь.
Достать бутылку с грязной водой.
Воспит. : ребята, я сегодня хотела напоить вас водой, но вот беда, вода почему-то помутнела, она наверное заболела. Предлагаю вылечить воду, то есть очистить ее, для того чтобы можно было ее пить. Я прошу вас помочь мне. Как можно очистить воду? Недавно я читала сказку про двух девочек, и одна из них была такая затейница. Кто помнит, как звали эту девочку?
Дети: Рукодельница.
Воспит. : А кто помнит как она очищала воду (ответы детей)
Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки «Мороз Иванович», и мы проверим, так ли на самом деле очищала воду рукодельница.
— отрывок из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них
нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки,
одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы
месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет;да
еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в
нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да
нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и
каплет в кувшин чистая, словно хрустальная;
Воспит. : Ребята, в сказках часто бывают придуманные истории. Давайте попробуем проверить, сможем ли мы таким способом очистить воду? Что сначала нужно сделать (взять бумагу и спрашивая у детей последовательность опыта очистить воду.) Давайте наберем воду из под крана и сравним ее с нашей очищенной водой. Рукодельница знать умна была, что придумала такой простой и вполне надежный способ фильтрации воды от механических загрязнений.
Посмотрите на нашу капельку, она улыбается. Она уверена, что вы будете беречь воду, а когда подрастете, то сможете очистить нашу реку.
Посмотрите какой красивый конверт передала нам Золушка, но на листе ничего не написано. Я, ребята, думаю, что это заколдованный листок. И я расколдую его при помощи волшебницы-воды. (Фокус с использованием йода появление слова спасибо)
Фокус: Заранее написать на белом листе слово-СПАСИБО! лучшие невидимые чернила получаются из сока лимона. Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становиться фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков. В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.
Ребята, сегодня мы совершали чудеса при помощи воды. Но и вода- это чудо природы!
Воспит. : Ребята, вспомните как вы летом ходили с родителями на реку. Как называется наша река?
Дети: Сысола
Воспит. : Скажите наша река широкая? Глубокая? Верно, речка мелкая, местами заросшая. Посмотрите это вода из нашей реки. Какая она?
Дети: Мутная.
Воспит. : Можно ли пить такую воду?
Дети: Нельзя.
Воспит. : Смогут ли рыбы жить в такой воде?
Дети: Нет. (Дети рассматривают воду, воспитатель показывает изображение капельки и обращает на нее внимание детей.)
Воспит. : Посмотрите, какая грустная капелька.
Мы должны беречь ее и наши реки, озера, моря, чтобы вода всегда была рядом с нами и радовала нас своими удивительными свойствами.
Самоконтроль. Наша занятие подходит к концу. Вспомните, чем мы сегодня занимались? чему мы научились? Какие задания мы выполняли?
Что нового узнали на занятии?
Рефлексия. Анализ.
С какими заданиями вам удалось справиться?
С чем не справились?
В чем были сложности?
Что понравилось, запомнилось?