Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в летний период посредством игры»

Марина Гребнева
Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в летний период посредством игры»

Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Поэтому многие родители, задолго до наступления тепла начинают заботиться о том, где и как ребенок проведет лето. Конечно, лучший вариант – это отправить ребенка за город к родственникам либо в лагерь к морю. Но, к сожалению, далеко не у всех родителей есть такая возможность, поэтому многие дети проводят лето в детском саду.

Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, в том числе и в игровой.

Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Ребенка интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако, детям трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между явлениями окружающей действительности. Как же ему помочь? Конечно же, с помощью специальных, развивающих игр. Поиграйте с ребенком, и вы увидите, как спокойная, свободная и веселая обстановка игры помогут в его развитии, а вы будете участвовать в игре на равных, незаметно обучая его.

В начале игры нужно создать положительное, эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком.

Чтобы закрепить полученные знания,приобрести во время игры новые, летом на веранде можно поиграть с детьми в любые настольно печатные дидактические игры, словесные, игры с предметами.

Настолько-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Словесные игры не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. На первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами,камнями и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Еще одним вариантом организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в содержание которой включаются приобретенные детьми на занятиях и в совместной познавательной деятельности знания и умения.

Во время прогулки можно организовывать различные групповые сюжетно-ролевые игры, атрибуты которых можно вынести на улицу. Легче всего использовать такие игры как «Больница», «Почта», «Магазин». Основными закономерностями развития познавательных способностей ребенка являются: сенсорные, интеллектуальные, творческие.

Сенсорными принято называть способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на его основе строится память, мышление и воображение ребенка. Сенсорные способности – это эталоны цвета, формы, величины. Можно поиграть в такие игры, как «Собери домик» (из геометрических фигур разного цвета). Сначала попросите ребенка сравнить геометрические фигуры путем наложения их друг на друга. Сравнивая, ребенок назовет, как называется фигура, какого она цвета и размера.

Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги. Это яркий, красочный, полуфункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми учатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами и буквами, логическими закономерностями работы с ними; осваивают сенсорные эталоны — цвет, форму, величину, расположение в пространстве Лего-детали дают ребенку возможность самому построить смысловой и числовой ряд, найти отрезок, точку, линии пересечения. Главное — заразил, ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, строить геометрические фигуры и даже читать схемы и чертежи. Творческие способности дети могут проявить в театрализованных играх которые строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет и роли. Такие игры формируют у детей чувство партнерства, учат понимать чувства людей, обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, способствуют раннему выявлению индивидуальных особенностей ребенка. Вы скажите, нужна подготовка, для таких игр. Однако, возможно использовать импровизированные игры-драматизации по хорошо знакомым детям произведениям. В качестве костюмов могут быть бумажные маски. Это очень удобный вариант для игр летом. Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены: Загадками- развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру, кроссвордами- направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти, математическими упражнениями- знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины, играми-соревнованиями, развивающие коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе. Можно сказать, что интеллектуальные игры- это разновидность как дидактической, так и познавательной игры. Особенность лишь в том, что интеллектуальные игры направлены не столько на результат познания, сколько на развитие интеллекта ребенка, его познавательных процессов (логического мышления, внимания, воображения и т. п., а также таких качеств личности, как наблюдательность, внимательность, аккуратность и др. Все выше перечисленные интеллектуальные игры можно использовать на улице в летний оздоровительный период. Интеллектуальные игры могут быть как индивидуальными (загадки, кроссворды, упражнения, так и коллективными. Коллективные игры в детском саду — это широкое поле деятельности для фантазии и творческой реализации педагога. В познавательных играх содержание, способы организации, форма и т. п. подчинены познанию истины, расширению кругозора детей. Пример тому – игры «Поле чудес», «Брейн - ринг», «Где? Что? Когда?», «Счастливый случай», «Блицтурнир», «Время. Часы», «В стране сказок и приключений» и т. п. Квест, или игра – путешествие. Подходит для всех возрастов. Очень интересна детям, часто даже «тихони» включаются в игру. Эта игра представляет собой «тематическое путешествие», в процессе которого дети выполняют определенные задания на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится игровая задача (например, дошкольники отправляются на поиски сокровищ). На маршруте организуются остановки, где детям предлагаются различные задания. Воспитатели разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а остальные находятся на «остановках» и, разыгрывая определенную роль, предлагают ребятам задания. Игра предполагает награду при завершении маршрута. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых - как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

Детская интеллектуальная игра «Игра на двоих» (как пример после консультации можно провести)

В эту игру могут играть дети любого старшего дошкольного или младшего школьного возраста, для этого нужно составить вопросы разного уровня.

Ведущему необходимо заготовить для игры достаточно много вопросов. Уровень их сложности может колебаться в зависимости от возраста играющих, главное, чтобы вопросы не были рассчитаны на эрудитов, играющие должны находить правильные ответы путем логических рассуждений.

На листочках пишутся имена всех играющих, листочки перемешиваются и ссыпаются в шапку. Перед ведущим ставятся два стола, а за каждый из них – по два стула. За каждый стол садятся по два участника, чьи имена ведущий вытаскивает из шапки. Им задается один вопрос, и та пара играющих, которая на него отвечает быстрее, остается за столом, другая пара покидает стол, и на их место вызываются следующие двое участников. Если пара выигрывает три вопроса подряд, она тоже покидает стол.

Листочки с именами тех участников, кто уже побывал за столом, откладываются в сторону. Когда все играющие уже побывали за столами, первый круг считается законченным. Если после этого еще осталось достаточное количество вопросов, можно провести то же самое еще несколько раз, поменяв пары игроков.

Таким образом, игра не только развивает интеллектуальные способности играющих, но и помогает установлению между ними дружеских отношений. Если играющие незнакомы друг с другом, игра поможет им познакомиться.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей в летний период в режиме дня» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 "Берёзка" г. Ипатово Ипатовского района.

Консультация для педагогов ДОО «Игра в летний период» Игра – основная деятельность ребенка дошкольника. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Пребывание на воздухе способствует созданию.

Консультация для педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода» Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы.

Консультация для родителей «Игры детей в летний период» Лето! Какая удивительная пора! Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы,цветов,радоваться солнцу,щебетанию птиц. Во.

Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в летний периодОрганизация деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в летний период Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке в летний периодЛето - самое долгожданное и любимое время года.

Перспективный план работы в летний период по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель. Сохранять и укреплять здоровье детей во время летнего отдыха, формировать основы экологического сознания и экологической культуры.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Природа и труд людей в летний период» Проект «Природа и труд людей в летний период» Актуальность. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью,.

Проект по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в летний период Тема «Дети и безопасность» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила безопасности жизни. Зачастую виновниками.

Фотоотчёт о тематическом развлечении для детей старшего дошкольного возраста в летний период «День мороженого».Фотоотчёт о тематическом развлечении для детей старшего дошкольного возраста в летний период «День мороженого». "Очень, очень любят мороженое дети, Ведь оно вкуснее всех сладостей на свете! Детям дай мороженое: целый день бы ели, А потом и песенку.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Лето
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в летний период посредством игры»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 10:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Программа кружка «Волшебная тестопластика»
Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией....
Конспект занятия: «Сказочная страна Хохломы»
МБДОУ «Детский сад № 12» «Сказочная страна Хохломы» Лукашина Наталья Ивановна, воспитатель Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи....
Фотоотчет: «Осенний калейдоскоп» (выставка-конкурс осенних подделок, аппликаций)
С 1 - 19 октября в нашей группе ( 2 группа раннего возраста) прошел конкурс подделок, аппликаций, рисунков детей совместно с родителями. Все работы...
Сценарий праздника для старшей группы «Мамочка милая, мама моя»
Татьяна Казакова Сценарий праздника для старшей группы «Мамочка милая, мама моя» Цель: создать праздничное настроение детям и взрослым, пришедшим на...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «Знакомство с...
Программное содержание: • учить: - отгадывать загадки; - участвовать в диалоге при обсуждении; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; •...