Конструкт по составлению творческих рассказов по картине «Играем в детском саду»

Татьяна Забоева
Конструкт по составлению творческих рассказов по картине «Играем в детском саду»

КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата проведения: 02 февраля 2018 года

Место проведения: Детский сад № 16

Возрастная группа: 4-5 лет

Время проведения: 9.00-9.20

Форма: НОД

Образовательная область: Речевое развитие

Тема: Составление творческих рассказов по картине «Играем в детском саду»

Образовательная технология: обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Учебно-методический комплект:

• Примерная ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Москва, 2015г. ;

• Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. Сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.

• Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Оборудование и материалы: репродукция картины "Играем в семью"; картинки-схемы - объекты картины, мольберт с магнитами, схемы этапов; ре-продукция картины "Играем в семью" в разрезанном виде, «Подзорные трубы»,

Цель: освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ.

Задачи совместной деятельности Задачи с учетом особенностей вос-питанников группы

Образовательные:

• закрепить умения детей составлять творческие рассказы по картине методами ТРИЗ;

• закрепить знания эмблем этапов и умение правильно их озвучивать;

• формировать умение детей выделять объекты, находить взаимосвязи между объектами, изоб-раженными на картине;

Развивающие:

• развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

• развивать речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине ме-тодами ТРИЗ

• активизировать словарный запас (называние объектов и их частей; называние действий и вза-имодействий объектов);

Воспитательные:

• воспитывать умение слушать других, не перебивая. • Семен: учить отвечать полными предложениями.

• Дима, Артем: воспитывать усидчивость, умение не перебивать, дослушивать рассказы детей до конца;

• Лиза: побуждать вступать в диалог, развивать силу голоса.

Планируемый результат:

• Дети проявили умение строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

• Дети определили все объекты и взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

• Дети запомнили эмблемы этапов и озвучили правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; «Один объект связан с другим»;

• Дети проявили умения слушать других, не перебивая их.

• Дети активизировали словарь в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей; называние действий и взаимодействий объ-ектов.

• Проявили речевое творчество в составлении творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детско-го развития.

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится ак-тивным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Принципы воспитания:

• Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

• Воспитание через взаимодействие.

• Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

• Принцип доступности.

• Принцип наглядности.

• Принцип осознанности и активности.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип индивидуального подхода.

Принципы развития речи:

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.

• Принцип обеспечения активной языковой практики.

Ход НОД

Последовательность дея-тельности Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый

результат

1. Этап организации и мотивации

Задача: организовать де-тей на предстоящую дея-тельность

Беседа, вопро-сы, загадки, эмоциональное стимулирование Педагог стимулирует любознательность, интерес, мотивирует детей к деятельности. - Ребята, к нам сегодня пришла посылка. А прислали нам ее ребята из другого детского сада. Хотите узнать, что в ней?

Педагог актуализирует знания детей

Отгадайте загадку:

На стене висит давно,

На холсте всего полно:

Лес и речка, и машина…

Называется -(картина)

- Вам интересно, что это за картина, и что на ней изображено? (да)

Отгадайте:

Стоит дом, дети в нём,

Играют, веселятся,

Отдыхают, спать ложатся,

Родители придут, домой их уведут! (детский сад) Осознание детьми мо-тива деятельности.

Эмоциональный от-клик на игровую ситу-ацию.

Актуализация знаний.

Присутствует эмоцио-нально-ценностное отношение к совмест-ной деятельности

2. Этап организации си-стемы игр и творческих заданий по освоению ме-тода.

Задача: побуждать детей на совместную деятель-ность. Беседа

Педагог организует игры и творческие задания ре-алистического и фантастического плана.

Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

- Ребята, хотят нам рассказать о своих играх в дет-ском саду, а чтобы нам было не скучно, они при-слали нам невидимых волшебников.

- Хотите поиграть с картиной?

Тогда давайте начнем

Воспитатель выносит картину. Дети рассматри-вают.

- А с невидимыми волшебниками мы немножко знакомы.

Включение детей в игры и творческие за-дания. Включение де-тей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

Дети проявляют инте-рес к совместной дея-тельности.

2.1 Этап

«Определение состава картины».

Задача: обучить мысли-тельным действиям, ве-дущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Учить отвечать полными предложениями.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины.

Помочь запоминать эм-блему и озвучивать прави-ло Беседа, упражнение,

поощрение

- Как зовут первого волшебника? (Дели).

Педагог вывешивает эмблему данного этапа и просит детей и запомнить правило волшебника «Смотрю на картину и называю объекты».

В какую игру любит играть этот волшебник? (в иг-ру «Подзорная труба»)

Для этой игры нам понадобятся вот такие трубы. (Выносит корзину с бумажными трубочками).

- Что нужно делать с помощью этой подзорной тру-бы? (Находить объекты)

- Правильно, молодцы! По очереди вы будете наво-дить подзорную трубу на какой-либо объект на кар-тине и описывать его в подробностях. Нужно назвать все объекты на картине, в конце посмотрим, кто назвал больше всех объектов, кто самый внимательный.

Показываю пример: Когда я смотрю на картину, я вижу….

У педагога приготовлены схематичные изображе-ния объектов картины. По ходу называния детьми объектов, педагог вывешивает их на доске.

- Ребята, в игре есть правило – не выкрикивать, поднимать руку, отвечать полными предложения-ми.

- Илья, какой объект ты увидел. Хочешь его опи-сать?

В итоге перечисляются все названые объекты. Пе-дагог хвалит детей, выделяя самых внимательных.

- Какие ребята вы молодцы! Как много объектов вы увидели в свои подзорные трубы. Вам понрави-лось играть с волшебником "Дели"?

Педагог просит детей повторить правило вол-шебника Дели «Смотрю на картину и называю объекты».

Дети рассматривают картину. Описывают предметы на картине по очереди, соблюдая правило. Дети правильно пере-числяют объекты на картине. Отвечают полными предложени-ями.

Дети запоминают схе-му этапа и называют правила.

Дети активизируют словарь.

2.2 Этап

«Установление взаимо-связей между объектами на картине».

Задача: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине. Поддержи-вать проявление субъект-ной позиции ребенка в ре-чевом общении со взрос-лыми и сверстниками.

Помочь детям запоми-нать эмблему и озвучи-вать правило

Беседа

- Ребята, а теперь волшебник "Объединяй" предла-гает нам поиграть в игру "Сыщики" и запомнить его правило «Один объект связан с другим".

Педагог вывешивает эмблему и просит детей за-помнить правило.

- Поиграем в игру «Сыщики», раскроем тайны кар-тины. На картине все объекты связаны, давайте найдем эти связи.

- Мальчик с девочкой (они между собой связаны, потому что разговаривают между собой).

- Мальчик и телефон (они взаимосвязаны, потому мальчик говорит по телефону).

- девочка и коляска (они взаимосвязаны, девочка везет коляску, и т. д.

Последовательность объединения объектов полу-чается случайная, в зависимости от выбора детей. Педагог соединяет линиями названные объекты.

- Ребята, кем мы были? (мы были сыщиками).

- С кем играли? (мы играли с волшебником «Объ-единяй»).

- Что мы делали? (мы объединяли объекты на кар-тине).

Педагог просит детей повторить правило вол-шебника "Объединяй": «Один объект связан с дру-гим". Дети играют в игру "Сыщики" - объясня-ют взаимосвязи объ-ектов изображенных на картине.

Отвечают на вопросы, слушают друг друга, не перебивают друг друга.

Дети правильно объ-ясняют взаимосвязи объектов изображен-ных на картине. Про-являют субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

Дети запоминают схе-му этапа и называют правила.

2.3 Физ. минутка

Задача: Расслабить мыш-цы рук, спины и груди.

Беседа,

упражнения А теперь наши волшебники предлагают нам всем немножко размяться

Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два кота (наклоны туловища)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Дети отдыхают, вы-полняют упражнения по музыку Дети эмоционально и физически раскрепо-щены.

3. Этап продуктивной де-ятельности.

Составление рассказов от лица разных объектов.

Задача: организовать про-дуктивную деятельность.

Упражнять детей в уме-нии перевоплощаться, со-ставлять связный творче-ский рассказ от первого лица. Воспитывать умение слушать других, не пере-бивая их. Практическая работа Педагог и организует продуктивную деятельность детей.

- Ребята, на картине, с которой мы играли, изобра-жено, как дети в детском саду играют в семью.

Волшебник «Превращалкин» предлагает вам поиг-рать в игру «Волшебная шляпа». Хотите поиграть?

Педагог предлагает взять тот объект картины, в который бы ребенок захотел превратиться.

- Возьмите на столе любой понравившийся объект картины, а волшебная шляпа превратит вас в него, чтобы вы могли сами рассказать нам о том кто или что вы, что на вас надето, что вы делаете, что чув-ствуете?

- На картине три главных сюжета. Кто хочет по-участвовать в первом сюжете? (во втором, третьем). Дети составляют рас-сказ от имени героя (объекта) картины, объединяясь в сюжет. Дети проявляют ак-тивность в продуктив-ной деятельности - со-ставление рассказа, проявляют речевое творчество в составле-нии рассказа по кар-тине методами ТРИЗ и рассказа по теме, предложенной воспи-тателем. Дети прояв-ляют умения слушать других, не перебивая их.

4. Этап рефлексии.

Задача: развивать умение детей анализировать свою деятельность.

Развивать связную грам-матически правильную диалогическую и монологи-ческую речь.

Беседа, вопросы Педагог стимулирует детей к самоанализу соб-ственной деятельности, задаёт им вопросы.

- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с кар-тиной).

- Как мы это делали?

- С какими волшебниками мы познакомились? ("Дели", "Объединяй", "Превращалкин").

- В какие игры мы играли? (сыщики, подзорная труба, волшебная шляпа).

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картиной?

- Ребята, вы так хорошо играли, мне так понрави-лось с вами играть. Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. Дети оценивают соб-ственную деятель-ность, осознают метод и возможности его ис-пользования.

Дети проявляют уме-ния строить связную грамматически пра-вильную диалогиче-скую и монологиче-скую речь.

5. Этап оценки уровня творческих работ.

Задача: побуждать детей к обсуждению своих дей-ствий Оценивание

работ, вопросы, беседа Педагог оценивает уровень оригинальности работ

-Ребята, вам понравилось составлять рассказы?

- Чья частичка рассказа вам понравилась больше?

-Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы! Дети отвечают на во-просы, высказывая свое мнение Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы, обсужда-ют свои действия.

6. Открытость.

Задача: ориентировать детей на самостоятель-ную деятельность. Беседа - Ребята, которые прислали нам картину, решили нам подарить игру "Собери картинку". А еще мы с вами можем сами поиграть в игру "Семья". Хотите поиграть? Дети высказывают свое мнение. Дети принимают пред-ложение, заинтересо-вываются предстоящей деятельностью.

Публикации по теме:

Опыт работы по составлению рассказов в подготовительной группе для детей с ОНР Все дети с ОНР испытывают затруднения в составлении рассказов. Это касается всех видов рассказов: по предметной картинке, по игрушке и натуральному.

Консультация «Обучение составлению рассказа по картине с помощью мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Цель: Создать условие для связного составления.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конструкт по составлению творческих рассказов по картине «Играем в детском саду»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 18:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»
Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе ( программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса) Тема:...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Военная техника»
Задачи: расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать любовь к Родине, чувства...
Фотоотчет о шахматном турнире совместно с родителями в подготовительной группе
Фотоотчет с шахматного турнира совместно с родителями в подготовительной группе Весь учебный год наших детей подготовительной группы посещал...
Мастер-класс по изготовлению сувенира  «Кружка в подарок папе ко Дню Защитника...
Приближается День Защитника Отечества, и ребята моей группы, по уже сложившейся традиции, были озабочены тем, что бы такое подарить папе, чем бы его...
Фотоотчет о конкурсе чтецов «О доблести, о Родине, об армии» для детей 5–7 лет
Приобщая детей к истории Родины и духовно-нравственным традициям своего народа в нашем детском саду 19. 02. 2019 года прошел конкурс чтецов: «О доблести, о...