Получи документы

Конструктивная деятельность из строительного материала как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника

Наталья
Конструктивная деятельность из строительного материала как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника

В настоящее время очень часто в практике детских садов конструирование из строительного материала незаслуженно отодвигается на задний план. Конструктивная деятельность в программе «Детский сад - Дом радости», по которой работает наш детский сад, занимает особое место. Автор программы Крылова Н. М. определяет конструирование из строительного материала, как единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, что позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Мало какая другая деятельность носит такой комплексный характер и открывает столько возможностей. Конструирование развивает ребенка физически, гармонично развивает все органы чувств, пространственное мышление.

Публикация «Конструктивная деятельность из строительного материала как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника» размещена в разделах

В ходе обсуждения замысла развиваются сложные формы речи, коммуникативные навыки, открываются правила человеческих отношений.

Новые знания в процессе конструирования из строительного материала не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе совместной и самостоятельной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будут помогать ребенку, как в организованной, так и в свободной деятельности.

Программа нацеливает нас на использование именно деревянного строительного набора по нескольким причинам:

1. Это вид деятельности, в котором уже трехлетнему ребенку гарантирован успех. Особое значение это имеет для развития мальчиков, т. к. развитие самосознания, становление неповторимой индивидуальности определяется успехом в продуктивной деятельности, а мальчику в три года такой шанс дает прежде всего конструирование;

2. Вариативность сочетания деталей (кубиков, кирпичиков, призм, конусов) создает самые широкие возможности для детского творчества: постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;

3. Заранее прогнозируемый успех позволяет уже «трехлетнему» архитектору предвидеть будущий результат, анализировать причины и условия создания, перестройки или разрушения конструкции;

4. Конструирование позволяет малышу отделить себя от взрослого, освоить важнейшие компоненты самостоятельности- автономность, инициативность, ответственность.

Увлеченный конструктором ребенок может самостоятельно решать задачи, которые подкидывает ему взрослый. И еще неизвестно, чья конструкции будет удачнее….[2;стр. 5]

У ребенка в процессе конструирования заметно возрастают познавательные интересы : он стремиться познать мир : что это, из чего состоит, из каких материалов сделано, как использовать, как изменить. Здесь ребенок не просто получает знания, а извлекает их сам в процессе продуктивной, практической деятельности. В конструировании развиваются восприятие, воображение, мышление. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. Именно в конструировании ребенок учится планировать последовательность действий для получения результата.

Самое важное условие реализации программы «Детский сад- Дом радости»- конструктор на каждого ребенка. Для обыгрывания построек были подобраны мелкие игрушки, фигурки людей, матрешки, машинки и т. д. С помощью родителей были сделаны атрибуты города: уличные фонари, фонтаны, деревья, дороги, элементы ландшафта и др. Собран и систематизирован демонстрационный материал : фотографии и иллюстрации разных архитектурных сооружений, образцы построек из деревянного материала, разработаны схемы зданий различного функционального назначения.

Первая встреча с конструктором очень важна. : объясняем, что коробка с конструктором- это дом, в котором живут детали. Предлагаем посмотреть: как кирпичики живут (в два ряда) какого они цвета? И так про каждую деталь.

Даем мотив : матрешка шла, устала, построим ей стульчик. Строим по показу воспитателя, после постройки кладем детали на тоже место. Обращаем внимание: «Все жильцы в своих квартирах живут!»

Почему не надо сохранять постройки 3-4 летнего малыша? Как говорит автор программы Крылова Н. М. ,- «Эту реку мы уже переплыли», - дважды ребенок в этот замысел не войдет, сыграть не сможет (матрешка отдохнула- проблема решена игровой замысел исполнен). Поэтому постройку разбираем, складываем все на место, чтобы завтра играть снова.

Дети 5-6 лет строят коллективные постройки, могут их оставлять и обыгрывать до нескольких дней.

Разборка конструкции это тоже особое искусство: учим разбирать постройку сверху, не уронив не одной детали, сразу складывая на место («все жильцы живут в своих квартирах!»)

Перед реализацией замысла постройки обязательно проговариваем правило 5 пальцев:

1. О замысле: Что мы задумали построить?

2. О материале : Из чего будем строить?

3. Об инструментах: Чем будем строить?

4. О последовательности возведения конструкции : Что сначала. Что потом…

5. О результате: получилось ли что задумали? Доволен ли постройкой?

С самой первой постройки знакомим детей с основным законом архитектуры: полезность, прочность, красота.

Полезность: постройки могут быть разного назначения:

для человека: жилые дома, дворцы, служебные здания: гаражи, мосты, парки;

для животных- ферма, птичник, конюшня.

Красота: постройка должна гармонично вписываться в пейзаж города, села (используем возможности цвета, разной формы деталей).

Прочность: если строить, соблюдая правила, постройка будет прочной.

Крылова Н. М., в своей программе нацеливает педагога на соблюдение семи правил прочности:

1. Все детали укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу;

2. Основание конструкции делаем прочным, а каждый следующий этаж должен быть чуть меньше, как в пирамиде;

3. Все вертикально стоящие детали нужно укрепить другими (образно говорим «завалинка»);

4. Пластину- перекрытие выбираем чуть больше, чем расстояние между деталями и сверху закрепить другой деталью (крыши, шпили, следующий этаж);

5. Второй ряд деталей укладывается как на ступеньках лесенки –поперек;

6. Стык деталей нужно укрепить, придавив другой деталью;

7. Недостающие детали можно заменить другими.

Знакомство с новой постройкой проходит по схеме «Лесенки успеха», в соответствии с которой выстроена вся программа «Детский сад- Дом радости» :

1 ступенька- «театр будущей постройки» организует воспитатель (воспитатель -«артист», дети- «очарованные зрители»)

2 ступенька—повторное наблюдение «театра постройки», затем индивидуальное или в малой группе обучение конструированию данной постройки (воспитатель и дети- «вкусные собеседники»)

3 ступенька- общее фронтальное занятие, на котором дети самостоятельно конструируют постройку, кто-то может использовать свои творческие решения (воспитатель «-дирижер», дети «заботливые исполнители»)

4 ступенька- обыгрывание постройки, строительная игра (дети- «артисты»- воспитатель –«очарованный зритель»)

Мы используем разные виды конструирования :

- на основе образца взрослого (строим вместе со взрослым, который объясняет название и назначение каждой детали конструктора);

-по условиям (дом матрешек разного размера, конюшня для лошадки, хлев для курочки, мост-ширина реки определяет длину моста, ширина машинки определяет ширину моста, высота опор моста определяется высотой водных судов).

Когда дети освоили знания, появляется постоянный игровой персонаж Мишка- добрый и немножко глупый, неумелый, он выполняет роль «ученика», по отношению к нему ребенок выступает в роли «учителя». В общении с Мишкой эти знания оформляются контекстной речью, понятной для другого.

Дети очень любят разговаривать с Мишкой, ведь он не делает замечаний, не оценивает, не осуждает. Они любят его учить, но учиться у него не будут.

Персонаж позволяет решить нам три задачи:

1. С его помощью ребенок попадает в проблемную ситуацию.

2. Мишке ребенок должен объяснить все понятно, обязательно, обращаясь к нему (он не мама, не воспитатель он не поймет свернутую речь, поэтому ребенок пытается строить развернутые предложения («Мишка, твои ворота низкие, матрешка не сможет пройти, надо добавить еще кирпичик»)

3. Мишка утверждает ребенка в роли учителя ( если он говорит :«не понял», то ребенок вынужден объяснять еще раз, а если говорит: «понял», то это лучшая похвала, ребенок доволен, самооценка растет)

Мишка живет в группе, но обращается к детям по мере необходимости, когда дети готовы ему что- то объяснить.

Говорит за Мишку воспитатель. Выбирая тот тембр речи, который будет свойственен только Мишке. Дети быстро учатся определять, где говорит воспитатель, а где Мишка.

Может показаться, что в рамках сценария- драматургии, который нам предлагает программа «Детский сад- Дом радости», нет места для творчества педагога, его личного опыта, но это не так. Да, сценарий- цепочка действий педагога, которая срабатывает только при точном соблюдении «правил игры», независимо от особенностей применяющих её педагогов.

Но успех во многом определяется:

- тем, как исполнил воспитатель свою роль в общении с ребенком (роль артиста, собеседника, режиссера, зрителя)

-организаторскими умениями создать необходимые условия для своей деятельности и для деятельности всех детей

- умением создать предметно- развивающую среду;

Выстраивая свою деятельность в соответствии с данными принципами, мы открываем суть творчества при исполнении технологии. Технология дает ответ на вопрос : «что делать?», а ответ на вопрос: «Как сделать, чтобы добиться успеха?»- ищем мы сами.

Каждый ребенок- это неизвестная планета и к каждому надо найти свой подход, чтобы ему захотелось учиться у взрослого. И вот такой поиск специфики индивидуального подхода к каждому воспитаннику и есть творчество и личный опыт педагога.

Список литературы:

1. Крылова Н. М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /Н. М. Крылова. -3-е изд., перераб. и доп. -М. :ТЦ Сфера, 2015.-352с.

2. Крылова Н. М. Как вырастить архитектора собственной жизни, или Конструирование, строительная и режиссерская игра у дошкольников. - СПб. : Образовательные проекты, 2020.-224с.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструктивная деятельность из строительного материала как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольника
Опубликовано: 16 марта 2020 в 10:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД