Ирина Кривенкова
Система дыхательных и ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Система использования в образовательной деятельности дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста
Музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово.
Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, нежели упражнениями заведомо известными как лечебные.
Например, движения современных танцев, поочерёдное разведение коленей и т. д., отлично укрепляют мышцы стопы, формируют своды стоп.
Публикация «Система дыхательных и ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Махи руками в стороны, вперёд, пружинки, приставные шаги, различные виды наклонов, поворотов в танцах способствует укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника.
Движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.
В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Ее физиологический фактор способен изменить различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую.
Для профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата на музыкальных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой, выполнять музыкально-ритмические движения без всякого напряжения, свободно и естественно.
При профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, ориентироваться в пространстве.
В старших группах для развития танцевально-игрового творчества детям предлагаются творческие задания, при выполнении под музыку движений акцент делается на красоту, качество выполняемых движений тела: рук, ног, головы). Это помогает детям принять правильную позу, выправить осанку, подтянуться, почувствовать и осознать, что нужно научиться правильно и красиво делать упражнения. С этой целью используется фольклорный, песенно-игровой, танцевальный материал.
Последовательная, систематическая работа учит детей осознанно относиться к музыке, движению под музыку, что способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (это непосредственно –образовательная деятельность, утренняя зарядка, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна, досуговые мероприятия, изобразительной деятельности, самостоятельные игры, прогулки, что позволяет сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.
Игра – миниатюра «Шарик»
Цель: регуляция мышечного тонуса, развитие умения свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса.
И. П. Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя.
Педагог предлагает детям представить и продемонстрировать, как они надувают большой шар.
Вот так шарик надуваем и до облака взлетаем. Дети держат руки на уровне губ «замочком», затем, имитируя большой шар, поднимают их вверх. Голова также поднимается медленно вверх, за полукруглыми руками.
Шарик лопнул – выдыхаем наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко… Дети медленно опускают руки через стороны вниз (при выполнении упражнения стоя, приседают на корточки). Затем выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо.
Упражнение выполняется 2-3 раза.
Для музыкального оформления можно использовать запись музыки Э. Мориконе.
Упражнение «Часы»
Цель: развитие чувства ритма, укрепления боковых мышц туловища.
С текстом для этого упражнения дети знакомятся заранее.
И. П. Дети стоят свободно, опустив руки вдоль туловища.
Тик-так, тик-так. Часы стучат
И нам с тобой о многом говоря,
Что день пришел и спать пора,
Устала наша детвора.
Все спят, а часы всю ночь стучат
И наш покой хранят. Пропевая текст, дети одновременно делают поочередно наклоны вправо-влево.
Заводят стрелки хоровод, Скрещивают руки махом внизу, поднимают перед собой – вверх и опускают вниз, разводя руки в стороны.
Тик-так, и ночь пройдет. Выполняют боковые наклоны.
Педагог обращает внимание на ритмичное выполнение движений в соответствии с музыкой.
Рекомендуемое музыкальное сопровождение музыка О. С. Боромыковой «Часы»
Физминутка «Шалтай-Болтай», «Осень»
«Шалта-Болтай»
Педагог читает стихотворение С. Маршака
Цель: развивать способности к регуляции мышечного тонуса, способности выполнения образных движений.
И. П. Ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.
Шалта-Болтай сидел на стене. Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куколки.
Шалтай-Болтай свалился во сне. Резко наклонить корпус тела вниз.
Упражнение «Осень»
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладошками вверх.
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! Медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти слегка отведены, ладошки «смотрят» вниз.
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! Дети медленно поднимаются, держась за голову руками, как за шляпку.
Кто нашел его друзья? Стоят прямо, пожимая плечами.
Это я, это я, это я! Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.
Упражнение – игра «Ходьба на носках и на пятках»
Цель: развивать чувство ритма, укрепление мышц ног.
И. П. Дети стоят в кругу.
Мама – педагог сидит на стуле в центре круга. Педагог поет песенку. Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Музыкальное сопровождение «Лендер» музыка Бетховена
Маме надо отдохнуть,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не нахожу. Дети, держась за руки покачиваются из стороны в сторону. Идут на носочках к маме и обратно.
Проигрыш: Ходьба на носках по всему залу врассыпную.
Тук -тук, тук-тук, тук, тук, тук, Раздается пяток стук. Мои пяточки идут, прямо к мамочке ведут. Идут, громко топая на всей ступне
Сходятся все у стула, где мама спит.
Мама просыпается и шутливо догоняет детей.
Музыкальное сопровождение «Лендер» музыка Бетховена
Игра – миниатюра «Кораблик»
Цель: Развитие мышечных ощущений.
И. П. Дети стоят в рассыпную, ноги постаылены на ширине плеч, руки сложены в замочек за спиной.
Педагог читает текст. Дети выполняют движения по тексту.
Музыкальное сопровождение П. Мориа «Голубая вода».
Стало палубу качать,
Ноги к палубе прижать!
Одну ногу прижимаем,
А другую расслабляем. Дети полуприседают сначала на правую, затем на левую ногу, слегка покачиваясь.
Сложим руки на калении,
И тотчас немного лени…
Напряжение улетело
И расслаблено все тело… Полуприсев, дети выполняют легкие повороты головой, корпус расслаблен.
Наши мышцы не устали,
А еще послушней стали.
Дышится легко…ровно…глубоко… Дети выпрямляются, голова поднимается, руки опущены. Дети делают глубокий вздох.
Музыкальное сопровождение П. Мориа «Голубая вода».
Релаксационное упражнение «Спящий котенок» (вариант отдыха детей)
Дети исполняют роль котят, которые ложатся на коврик и засыпают. У «котят» медленно поднимаются и опускаются животики.
Упражнение сопровождается колыбельной музыкой.
Релаксационное упражнение «Конкурс лентяев» - вариант отдыха детей.
Педагог читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Новые формы применения музыки в детском саду
Демократизация педагогического процесса в дошкольном учреждении позволяет расширить возможности применения музыки.
Если по утру, в момент привода малышей в детский сад, играть в течении получаса классические и современные произведения в соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей, у которых, образно говоря, происходит «отрыв от родителей, домашней пуповины». Поэтому одной из оздоровительно-терапевтических задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане может оказать неоценимую услугу!
Продолжая тему оздоровительно- профилактической направленности музыкального сопровождения, хочется подробнее остановиться на методике музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна.
- Пробуждение после сна должно быть индивидуальным, т. е. по разному продолжаться по времени для малышей с различным типом нервной системы.
- Для того же, чтобы пробуждение было мягким, добрым, желанным нужно использовать соответствующую музыку: относительно тихую, нежную, легкую, обещающую радость. Десятиминутная композиция должна быть относительно постоянной, чтобы у детей выработался рефлекс-пробуждение.
Услышав звучание привычной мелодии, малыши легче и эффективнее будут переходить от состояния полного покоя и расслабленности к активной деятельности. Через некоторое время музыкальная композиция заменяется на другую, аналогичную, которая вскоре станет для детей такой же привычной, как и первая.
3. Большое значение для оптимального пробуждения имеет текст, произносимый педагогом на фоне музыки. Он не должен быть громким, отрывистым, «армейским»,- слова должны соответствовать ситуации пробуждения, звучать мягко, ласково.
Говоря о нетрадиционных формах исполнения музыки, следует напомнить еще об одной форме «горизонтальном пластиковом балете» (или «пластик-шоу»). Это средство эстетического воздействия, основанного на соответствующей музыке, ее восприятии дошколятами, а также их музыкального самовыражения.