МААМ-картинки

Конспекты наблюдений для возрастных групп в летний период

Ирина Анохина
Конспекты наблюдений для возрастных групп в летний период

Конспекты наблюдений для возрастных групп в летний период

Чтобы организовать деятельность с детьми в летний период, разработайте картотеку наблюдений. В справочнике — готовые конспекты, которые помогут правильно спланировать и провести процесс наблюдения в режимном моменте. Подробнее о том, как организовать работу детского сада в летний период, читайте в рекомендации.

Публикация «Конспекты наблюдений для возрастных групп в летний период» размещена в разделах

2-я младшая группа

Карточка 1. Наблюдения в летний период «Сезонные изменения в природе. Лето»

Возрастная группа : 2-я младшая

Вид наблюдения : Сравнительное

Тема: «Вот оно какое, наше лето!»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе, учить называть явления и объекты природы;

• учить сравнивать и сопоставлять, делать элементарные выводы;

• обогащать словарный запас, развивать связную речь

Ход наблюдения : Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что здесь было, расскажи». Каждому из играющих отводится свое место, свой объект наблюдения. По результатам наблюдения нужно рассказать, что было на этом месте зимой (ранней весной) и что находится здесь сейчас. Примеры объектов: веточка дерева, участок газона или клумбы, скворечник. Работа может проводиться с опорой на фотографии, рисунки.

Воспитатель учит детей рассказывать о результатах наблюдения, используя конструкцию «Зимой., а летом.», а затем собирает сообщения детей в общий рассказ о летних превращениях и чудесах

Карточка 2. Наблюдения в летний период «Сезонные изменения в природе. Лето»

Возрастная группа : 2-я младшая

Вид наблюдения : Распознающее

Тема: «Радуга»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • формировать у детей представления о летних явлениях природы;

• учить называть цвета радуги, выражать словами свое настроение;

• поддерживать интерес к наблюдениям в природе

Ход наблюдения : Воспитатель обращает внимание детей на то, что на небе появилась радуга, предлагает описать ее, рассказать, на что она похожа. Педагог поясняет, что радуга появляется после дождя, ее цвета всегда следуют друг за другом в одном порядке, предлагает нарисовать радугу, используя цветные мелки.

Затем воспитатель предлагает рассказать, что происходит с радугой, как она меняется, какое настроение было у детей, когда они увидели радугу

Карточка 3. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : 2-я младшая

Вид наблюдения : Распознающее

Тема: «Насекомые»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи: • формировать у детей представления о многообразии насекомых, учить различать и называть их;

• воспитывать бережное отношение к насекомым, знакомить с правилами безопасного для человека и природы поведения;

• учить при помощи наблюдения находить ответы на вопросы

Ход наблюдения : В гости к детям приходит Незнайка. Он жалуется на своего друга Знайку, который все время говорит ему, что нужно быть осторожным, бегая по траве. Незнайка говорит, что никогда никого не видел в траве, и потому не понимает, за кого волнуется Знайка.

Воспитатель организует беседу, предлагает детям высказать идеи: «Кто может жить среди травы? Как это проверить?» Формулируется цель наблюдения : узнать, кто живет в траве. Воспитатель учит детей действовать аккуратно, поясняет, что неосторожные действия могут нанести вред живым существам и привести к возникновению опасных для самих детей ситуаций. При помощи лупы дети рассматривают обнаруженных ими насекомых. Воспитатель знакомит их с названиями насекомых, учит находить их изображения в детском атласе-определителе.

По итогам наблюдения дети делают вывод, при помощи взрослого формулируют ответ Незнайке. Гость благодарит детей, обещает им бережно относиться к насекомым

Карточка 4. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : 2-я младшая

Вид наблюдения : Распознающее

Тема: «Птичьи хлопоты»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи: • формировать у детей представления о сезонных особенностях жизни различных животных;

• учить различать птиц, называть их, рассказывать о том, чем заняты птицы летом;

• формировать умение наблюдать за птицами с учетом правил безопасного для человека и природы поведения

Ход наблюдения : В гости к детям прилетает Сорока (игрушка). Она сообщает детям, что выслала своим друзьям-птицам приглашение на праздник, но все они отказались прилететь. Сорока очень обижена и расстроена. Воспитатель предлагает детям помочь Сороке разобраться, что случилось. Желание помочь гостье определяет мотивационную основу предстоящей деятельности. Взрослый определяет цель наблюдения : выяснить, чем заняты птицы.

Воспитатель поясняет детям, что очень важно не тревожить птиц в ходе наблюдения, говорит о том, что, понаблюдав, дети поймут почему.

В ходе наблюдения педагог задает детям вопросы о том, что делают птицы, рассказывает, что за день они много-много раз прилетают к гнезду, чтобы накормить птенцов. Эта работа продолжается с раннего утра до позднего вечера — птенцы быстро растут, им требуется много корма. За лето они должны окрепнуть, научиться летать.

Далее педагог предлагает детям рассказать Сороке, почему никто не может прийти на ее праздник, убедить ее не обижаться на своих друзей

Средняя группа

Карточка 5. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Средняя

Вид наблюдения : Распознающее

Тема: «Сила ветра»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • учить детей обнаруживать ветер, руководствуясь собственными ощущениями;

• учить высказывать предположения о силе ветра, наблюдая из окна за движением облаков, ветвей деревьев, листьев под ногами;

• формировать умение определять направление и силу ветра при помощи самостоятельно изготовленных вертушек на основе накопленного опыта

Предварительная работа: Вместе с воспитателем дети изготавливают вертушки. Педагог организует дыхательные упражнения: предлагает детям с разной силой подуть на вертушки, понаблюдать, как они вращаются.

Во время прогулки воспитатель предлагает детям с помощью вертушек определить силу ветра. Желание детей проверить, как работают сделанные ими вертушки, определяет мотивационную основу предстоящего наблюдения.

В группе педагог предлагает детям посмотреть из окна и высказать предположения о силе ветра, учит их сопоставлять наблюдаемые явления (движение облаков, верхушек деревьев, ветвей, листвы под ногами прохожих, делать выводы

Ход наблюдения : Во время прогулки воспитатель предлагает детям определить силу ветра при помощи вертушек, вспомнить, как они дули на вертушки (слабо, сильнее, очень сильно, чтобы они двигались так, как в ходе проводимого наблюдения. Педагог помогает сделать вывод, восстановить ход проделанной работы, подводит воспитанников к пониманию того, как им удалось самим создать приспособления для измерения силы ветра, открыть способ ее определения, провести наблюдение

Последующая работа: Педагог предлагает детям дома совместно с родителями изготовить бумажного змея

Карточка 6. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Средняя

Вид наблюдения : Длительное

Тема: «Загадки хвойных деревьев»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • знакомить детей с хвойными растениями;

• дополнить и уточнить представления о строении деревьев;

• учить наблюдать за погодой;

• знакомить с различными способами оформления результатов наблюдения;

• создавать условия для выявления взаимосвязей в природе;

• поддерживать познавательный интерес

Ход наблюдения : Педагог поддерживает естественную ситуацию — дети задают вопросы: «Почему шишки вчера были закрыты, а сегодня — раскрыты? Почему ветви ели то опускаются, то поднимаются?»

Желание детей найти ответ на поставленный вопрос определяет цель предстоящей работы: разгадать загадки хвойных деревьев.

Воспитатель организует беседу: «Как найти ответы на поставленные вопросы? Как необходимо осуществлять наблюдение, какие правила нужно соблюдать? Как вы думаете, почему шишки меняют свой внешний вид? Как проверить ваши предположения?»

Педагог предлагает проверить предположение: внешний вид шишек зависит от погоды. В соответствии с высказанными детьми идеями результаты наблюдений оформляются с использованием карточки. С помощью цифр и схематичных рисунков в таблице указаны порядковый номер наблюдения, характеристика погоды (солнце или дождь, внешний вид шишки (чешуйки прижаты или «смотрят» в стороны, лапы елей (подняты или опущены). По итогам каждого наблюдения дети отмечают каким-либо знаком символы, соответствующие наблюдаемым явлениям. Например: солнце, закрытые шишки, поднятые лапы елей.

На основе серии наблюдений дошкольники самостоятельно или при помощи педагога делают вывод о том, что в ненастные дни перед дождем ветви хвойных деревьев опускаются, в сухом воздухе поднимаются. В сухую погоду чешуйки шишки рассыхаются и торчат в разные стороны, а когда воздух влажный, чешуйки поглощают влагу, и шишка принимает обычный вид. Все эти приспособления обеспечивают защиту семян ели от влаги.

В дальнейшем воспитатель помогает сформулировать и проверить примету: «Если хорошая погода, чешуйки шишки. (раскрываются, а если они закрыты — будет. (дождь)», «Если ветви хвойных деревьев опускаются — жди. (дождя)».

Педагог помогает детям восстановить ход поиска ответа на поставленные вопросы

Старшая группа

Карточка 7. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Старшая

Вид наблюдения : Дедуктивное

Тема: «Будет ли дождь?»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи: • учить детей применять свои знания о приметах, связанных с дождем;

• организовать применение умения наблюдать за природными объектами, явлениями природы;

• учить высказывать и проверять предположения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

• стимулировать использование в речи конструкций предположения, сравнения, противопоставления

Ход наблюдения : Во время прогулки педагог организует обсуждение: «Для чего каждому из нас бывает нужно знать, какая будет погода? Представителям каких профессий это особенно важно?»

Воспитатель предлагает детям выяснить, будет ли сегодня дождь. Интерес к предлагаемой работе определяет мотивационную основу предстоящей познавательно-исследовательской деятельности. Ее цель: узнать, будет ли дождь.

Педагог организует беседу о том, как можно узнать ответ на этот вопрос, подводит детей к идее выяснить, будет ли дождь, опираясь на знание примет. Взрослый помогает воспитанникам составить план действий:

1. Вспомнить приметы, связанные с дождем.

2. Рассмотреть природные объекты или пронаблюдать за ними.

3. Сделать вывод.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, которые они выполнили ранее по результатам наблюдений, помогает вспомнить приметы, связанные с дождем: птицы летают низко над землей, тучи нависли над землей, ветер дует в том же направлении, куда движутся тучи, венчики одуванчиков закрыты, входы в муравейник закрыты, лапы елей опущены.

Педагог помогает воспитанникам объединиться в группы, организовать наблюдение за одним из названных объектов (явлений, напоминает правила безопасного для человека и природы поведения.

По итогам наблюдения каждой группе предлагается рассказать о том, что они видели, сделать вывод, высказать свой прогноз

Карточка 8. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Старшая

Вид наблюдения : Длительное

Тема: «Цветочные часы»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • учить детей наблюдать за растениями в течение определенного периода (с утра до вечера);

• помочь выявить механизм работы «цветочных часов»;

• учить зарисовывать результаты наблюдения, рассказывать о его ходе, делать выводы;

• активизировать в речи и уточнить названия растений и их частей

Предварительная работа: Педагог рассказывает детям о различных приспособлениях, которые люди использовали ранее и используют сейчас, чтобы определить время. Затем предлагает рассмотреть изображения песочных, водяных, огненных, солнечных часов, догадаться, как они работают. Воспитатель сообщает о том, что на участке детского сада есть «цветочные часы», предлагает детям догадаться, как по ним определяют время. Педагог предлагает высказать предположения, обсудить, как их можно проверить. Желание выявить механизм работы «цветочных часов», проверить свои предположения определяет мотивы и цель предстоящего наблюдения

Ход наблюдения : Педагог в течение дня организует наблюдение за растениями, учит воспитанников выявлять происходящие с ними изменения, делать зарисовки, рассказывать о своих наблюдениях. По итогам этой работы воспитатель помогает детям сделать вывод о том, как работают «цветочные часы».

Педагог организует беседу, помогает восстановить ход проделанной работы

Карточка 9. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Старшая

Вид наблюдения : Самонаблюдение

Тема: «Я — пассажир»

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • учить детей сопоставлять свои действия с правилами культурного и безопасного поведения в транспорте, осознанно выполнять их;

• учить применять освоенные знания, умения

Постановка задачи: В ходе поездок в общественном и личном транспорте детям предлагается вспомнить и применить правила поведения пассажира

Поиск путей решения задачи: Затем предлагается предварительно вместе с родителями повторить соответствующие правила

Проведение наблюдения : Ребенок оценивает свое поведение как пассажира, обсуждает его с мамой или папой, сопоставляет его с определенными правилами. Дома ребенок может выполнить рисунок по впечатлениям от поездки и (или) составить рассказ

Обсуждение итогов и формулирование выводов: По итогам наблюдения дети рассказывают в группе о том, какие правила пассажира транспортного средства они научились соблюдать.

Результатом серии самонаблюдений может стать выставка детских рисунков «Я — примерный пассажир!»

Подготовительная группа

Карточка 10. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Подготовительная

Вид наблюдения : Дедуктивное

Тема: «Приближается ли гроза?»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • познакомить детей со способом поиска ответа на вопрос «Приближается ли гроза?»;

• учить высказывать предположение, фиксировать и сравнивать результаты измерений, делать вывод;

• активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с наблюдаемыми явлениями природы

Ход наблюдения : Педагог организует наблюдение из окна, обращает внимание на явления, связанные с грозой, предлагает детям высказать предположение, отвечая на вопрос «Скоро ли закончится гроза?» Воспитатель предлагает детям познакомиться со способом поиска ответа на этот вопрос. Интерес детей к предлагаемой работе определяет цель предстоящей познавательно-исследовательской деятельности.

Педагог учит детей осуществлять наблюдение, подсчитывать и сравнивать время между вспышкой молнии и ударом грома, обозначать полученные значения цифрой или при помощи счетных палочек, сравнивать их, делать выводы

Карточка 11. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Подготовительная

Вид наблюдения : Длительное

Тема: «Жизнь муравейника»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • учить детей в ходе наблюдения отвечать на поставленные вопросы;

• формировать умение находить объяснение наблюдаемому;

• развивать связную речь, наблюдательность, логическое мышление, способность анализировать

Ход наблюдения : Педагог предлагает детям найти ответы на вопросы: «Что и для чего несут в муравейник муравьи? Когда закрыты входы в муравейник?» И др. Желание найти ответы на поставленные вопросы определяет цель наблюдения.

Далее воспитатель организует обсуждение: как найти ответы на вопросы, как необходимо осуществлять наблюдение, какие правила нужно соблюдать. Дети самостоятельно осуществляют наблюдение. Педагог организует беседу, нацеленную на систематизацию полученной в ходе наблюдения информации, учит выявлять закономерности, находить объяснение наблюдаемому, составлять последовательное описание хода и результатов наблюдения

Карточка 12. Наблюдения в летний период

Возрастная группа : Подготовительная

Вид наблюдения : Самонаблюдение

Тема: «На пляже»

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи: • учить детей применять знания о потенциальных опасностях пребывания у воды;

• формировать умение в ходе наблюдения выявлять соответствие своих действий правилам;

• организовать применение умений работы с символьными изображениями, схемами-рисунками;

• учить высказывать свое мнение

Предварительная работа: Вместе с педагогом (родителями) дети рассматривают карточки, оценивают поведение людей, находящихся в летний день на берегу водоема. Взрослый помогает увидеть варианты развития представленных на рисунках ситуаций. Вместе с педагогом (родителями, опираясь на свой опыт и знания, дошкольники составляют правила безопасного поведения на берегу водоема в жаркий летний день. Дети придумывают к ним знаки (символьные рисунки или схемы-рисунки) или выбирают их из тех, которые предлагает взрослый

Ход наблюдения : В ходе отдыха на пляже взрослый предлагает ребенку оценить соответствие правилам поведение разных людей.

Примеры правил:

• Нужно носить головной убор.

• Нельзя загорать в самое жаркое время дня.

• Надо использовать солнцезащитный крем.

• Нельзя пребывать на солнце длительное время.

• Важно соблюдать питьевой режим (пить достаточно жидкости, дробными порциями, вода не должна быть холодной и др.).

• Не стоит брать с собой на пляж и употреблять в пищу скоропортящиеся продукты.

Ребенок осуществляет наблюдение с опорой на составленные им ранее схемы, комментирует свои выводы, делает отметки.

Взрослый предлагает ребенку организовать самонаблюдение, проверить, все ли правила соблюдает он сам. При необходимости ребенку предлагается принять соответствующие меры (надеть головной убор, спрятаться в тень и т. д.)

Публикации по теме:

Конспект развлечения «День здоровья» для всех возрастных группКонспект развлечения «День здоровья» для всех возрастных групп МБДОУ д/с №28 «Радуга» г. Ипатово Конспект развлечения «День Здоровья» (все возрастные группы) Подготовели.

Фотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных группФотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных групп "Собирайся народ! В гости Масленица ждет! Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех! Ждут вас игры, забавы и шутки! Скучать не.

Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных группФотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных групп Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных групп 9 июня в нашем детском саду прошёл праздник на улице для всех возрастных.

Картотека наблюдений в осенний период Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Картотека наблюдений в зимний период Наблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.

Консультация для родителей «Организация наблюдений в весенний период» Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного.

Праздник воздушных шаров для всех возрастных групп на улицеПраздник воздушных шаров для всех возрастных групп на улице Действующие лица: Доктор Айболит, Пьеро, Винни - Пух, Клоун, Незнайка, Пеппи Длинный чулок, Баба Яга Цель: Создать радостное веселое настроение.

Сценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных группСценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных групп Участники: дети средней, старшей и подготовительных групп Цели: - расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии.

МК «Весеннее солнышко» для разных возрастных группМК «Весеннее солнышко» для разных возрастных групп Вроде зима у нас прошла, мы её проводили, на коне она у нас ускакала. но что то на улице вновь зима, холод. Поэтому мы решили сделать весеннее.

Сценарий «Веселая Масленица» для всех возрастных групп Сценарий «Веселая Масленица» для всех возрастных групп Подготовила : Новикова Наталия Сценарий праздника для всех возрастных групп «Веселая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты наблюдений для возрастных групп в летний период
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 13:25
+192Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД