Папки-передвижки

Консультация «Адаптация детей 2–3-летнего возраста к условиям детского сада»

Ергунова Наталья Николаевна
Консультация «Адаптация детей 2–3-летнего возраста к условиям детского сада»

Адаптация детей 2-3 летнего возраста

к условиям детского сада «Аленушка» г. Катав-Ивановска

Воспитатель 1 младшей группы 2

«Солнечные лучики»

За период своей работы с детьми я выделила главные критерии адаптации ребенка к новым социальным условиям. В этот период происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Происходят изменения в привычных формах жизни.

Публикация «Консультация „Адаптация детей 2–3-летнего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах

Для ребенка, пришедшего вновь в детский сад, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него смятение.

Стоит обратить внимание в семье, что необходимо к концу первого года жизни сформировать у ребенка умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо научить ребенка пользоваться ложкой, включить в рацион разнообразные блюда. По возможности приучить ребенка к горшку и по возможности не пользоваться памперсами.

В период адаптации происходят следующие нарушения в привычном поведении ребенка:

• настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость (продолжительность – индивидуальна и составляет от недели до 1,5 месяца).

• сна.

Дети очень часто с трудом засыпают вечером, плачут перед сном. Утром детей бывает очень трудно разбудить. Недостаток сна сказывается на самочувствии ребенка (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

• аппетита.

Плохой аппетит привыкающих детей связан по причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

• понижение иммунитета.

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть, реагируют на переохлаждение, перегревание, гораздо чаще, чем в обычном состоянии (продолжительность – от 2 до 10 месяцев).

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада делится на адаптационные периоды.

1. Легкая адаптация. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое, без плача. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок быстро отвлекается, интересуется другими детьми из группы и новыми игрушками. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. Продолжительность легкой адаптации 1-2 недели.

2. Средняя адаптация. В общем состоянии нарушения выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается через более длительный период. Ребенок более эмоционально-возбужденнее по отношению к легкой адаптации. Отношение к детям, безразличное, но может быть и заинтересованным. Игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Продолжительность средней адаптации до 30 дней.

3. Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрики-вает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Мои рекомендации родителям детей, вновь пришедших в детский сад.

Спокойное утро.

Главное правило: спокойная мама - спокойный малыш!

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость. Разговаривайте с ребенком спокойным уверенным голосом. Иногда хорошим помощником является игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Сократите время прощания!

Не уговаривайте малыша извиняющимся тоном. Будьте тверды, убедительны. Уходите, не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом прекрасно знает. Твердо выполняйте обещания!

Если сказали, что заберете ребенка после обеда- забирайте в назначенное время!

Не обманывайте ребенка, не заставляйте его плакать, ожидая вас.

Выработайте порядок действий, которые повторяются раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

- на три минутки берет малыша на руки;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

- говорит «спасибо» и «пока-пока»;

- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Моя помощь ребенку на этапе адаптации к детскому саду

Предлагаю родителям первые дни ребенка приводить не к завтраку, а к прогулке и оставлять ребенка именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.

Я рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Каждый вновь поступивший ребенок находится у меня в центре внимании. Я спокойно, ласково и подробно объясняю ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличиваю постепенно в зависимости от привыкания ребенка.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому я применяю:

- колыбельные мелодии;

- ласкаю ребенка: поглаживаю;

В своей работе я веду тетрадь эмоционального состояния вновь прибывшего ребенка и контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаю по методике К. Печоры эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Что я хотела бы порекомендовать родителям.

К детскому саду ребенка нужно готовить заранее: рассказывать, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей.

Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно.

Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло. Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.

Если ребёнок с трудом расстаётся с родителями, я разрешаю маме в первый день быть с малышом в группе. Будьте рядом, но не вместе. Постепенно малыш отойдёт от вас, а подружившись с воспитателем «забудет», что вы не рядом.

Мои рекомендации в том, что необходимо выдерживать режим дома. Ребёнок не может одновременно справиться с переменой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние и снизит возможность хорошей адаптации.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом!

Встреча вечером должна быть радостной. Не забудьте: ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком.

Хочу отметить ошибки родителей:

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

По моему опыту полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду. Если ребенок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков

Даже если адаптационный период проходит гладко, ребенок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Адаптация детей 2–3-летнего возраста к условиям детского сада»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 12:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД