МААМ-картинки

Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости»

Наталия Гаврилова
Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости»

Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости

Бытует мнение, что детству непременно свойственны состояния радости, оптимизма и счастья. Взрослым советуют учиться этим прекрасным состояниям у детей, быть такими, как дети: непосредственными, радостными, счастливыми. Однако в современной ситуации социализации, порой, в агрессивно настроенной среде ребенок чувствует страх, незащищенность, растерянность, неуверенность и прочие несвойственные ребенку состояния. И в этих условиях ребенок нуждается в поддержке и помощи взрослого.

Публикация «Консультация „Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости“» размещена в разделах

Действительно, все чаще и чаще в средствах массовой информации и в научных исследованиях речь идет о стрессогенных факторах социализации личности ребенка, в частности, и дошкольного возраста. Негативные тенденции в динамике ухудшения физического и психического здоровья детей на протяжении последних лет фиксируются как отечественными, так и зарубежными исследователями. Бесстрастная статистика сообщает о росте числа соматических и психических заболеваний среди детей, детских неврозов.

Поэтому сегодня становится особо актуальной проблема взаимодействия ребенка с окружающим миром, формирования у него жизненной стойкости, уверенности, способности верить в свои силы, которая обращает внимание к эмоциональному миру детей, их психическому и физическому здоровью.

Возникает вопрос: как ребенку противостоять негативным явлениям, не впасть в отчаяние при неудачах? Путь один – помочь ребенку стать оптимистом, сформировать у него стрессоустойчивость к жизненным неурядицам.

Для решения данной важной задачи необходимо предвидеть возможные стрессовые факторы социализации личности ребенка, разработать средства их профилактики и преодоления детьми, а также подобрать адекватные возрасту технологии формирования стрессоустойчивости у дошкольников.

Общими причинами стресса у дошкольников, по мнению психологов, могут быть, как факторы физического плана, например, болезнь, травмы, физические недостатки; явления социального плана, к которым можно отнести: детские страхи, конфликты с детьми и со взрослыми, гибель домашнего животного, развод родителей, расставание с дорогими людьми, смерть близкого человека, применения насилия, появление нового ребенка в семье, смена места жительства, военные действия; так и факторы природного характера – природные катастрофы.

Сказанное нацеливает на необходимость формирования у детей, особенно у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, такого качества, такой личностной черты, как стрессоустойчивость.

Фундамент стрессоустойчивости составляет степень сформированности у ребенка любви к самому себе или самопринятия, причем, безусловного принятия самого себя таким, какой есть (со всеми достоинствами и недостатками).

Вторая характеристика стрессоустойчивости – это оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. Позитивное (саногенное) мышление, позволяющее замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому.

Третья составляющая – овладение ребенком стратегиями и тактикой преодоления, переживания негативных эмоций (страха, печали, злости, а также техникой сублимации, т. е. таким защитным механизмом психики, позволяющим снимать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей или творчество.

Четвертая характеристика стрессоустойчивости – умение расслабляться, релаксироваться, снимать мышечные зажимы.

В психолого-педагогической практике используют различные средства, повышающие стрессоустойчивость и предупреждающие возникновение стрессовых ситуаций. Одним из наиболее адекватных детскому возрасту, характеру влияния на личность и результативным средством являются арт-терапевтические техники («арт-терапия» в переводе с англ. «исцеление искусством»).

Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний детей. Во время выполнения по арт-терапевтических упражнений ребенок получает важное послание от собственного подсознания, которое контактирует с сознанием, и этот диалог позволяет увидеть то многое и важное, что скрыто внутри. Другими словами, арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывают у ребенка удовольствие и интерес.

В целях коррекции и развития различных сфер личности рекомендуется использовать комплекс арт-технологий.

Арт-изо

Арт-лепка

Арт-песок (sand-art)

Арт-сказка

Арт-театр

Арт-музыка

Арт-ритм

Какие же задачи решаются при использовании арт – техник:

1. Гармонизация эмоционального состояние детей.

2. Развитие позитивного мышления.

3. Формирование жизнерадостного и оптимистического отношение к различным ситуациям жизни.

4. Обучение детей способам регуляции психоэмоционального состояния, снятия нервного напряжения средствами арт- техник.

5. Развитие творческих способностей детей.

Материалы, используемые при использовании арт – техник характеризуются большим разнообразием.

Кратко раскроем особенности каждой из арт-техник :

Арт-изо опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях, ее цель – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Эффективность применения изотерапии основывается на том, что метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:

• скрытые переживания выражаются свободнее и легче;

• неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;

• появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них.

Технология арт-лепка основана на психотерапевтическом методе глинотерапии. Глинотерапия (пластилинотерапия) Вымешивание разнообразных пластических материалов позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт, подумать, осмыслить, выбрать, принять решение; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует обучению новым моделям поведения и развитию творчества.

Технология sand-art (арт-песок) искусство рисования песком и на песке предполагает специально созданную песочную среду (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). психотерапевтическое влияние песка на ребенка (песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать на себе негативную психическую энергию). Поэтому, манипулируя песком (разглаживания его, пересыпая, просеивая песок между пальцами и пр.) ребенок получает от действия, созерцания и ощущений душевное равновесие, которое может усиливаться посредством проведения определенных линий (например, параллельных). Рисование песком выступает в качестве действенного средства развития эмоциональной сферы дошкольников, гармонизации эмоциональных состояний и профилактики эмоционального неблагополучия у детей.

Технология арт-сказка опирается на методы сказкотерапии Эта технология дает положительные результаты с дошкольниками с проблемами, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости) и позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. И даже в том случае, когда на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.

При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка.

Технология арт-театр опирается на техники имаготерапии (от лат. imago — образ) и куклотерапии.

Задачами которой являются:

- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

- воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

- развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;

- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

- создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Реализация технологии арт-театр предполагает использование различных видов театра: кукольного, настольного, теневого и пр.

Технология арт-музыка

В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Технология арт-ритмика

В основе применения данной арт-технологии, основанной на танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения.

Основная задача танцевально-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного «Я».

Необходимо отметить, что в основе каждой из выше приведенных арт-технологий лежит тот или иной вид арт-терапии, методы которой может использовать педагог - психолог. Педагог в своей работе реализует элементы методов арт-терапии, делая акцент, прежде всего, на развитие и коррекцию негативных проявлений в той или иной сфере личности ребенка.

Арт-терапия апеллирует к символической функции искусства. Через работу с символическим материалом у ребенка развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Методы арт-терапии позволяют выразить эмоции, что очень важно в работе с негативным состоянием, трансформировать негативные эмоции, болезненные переживания, помогают найти ответы на мучающие вопросы, противостоять стрессу, управлять им.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов «Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов» Юдина Наталья Владимировна ГБДОУ № 25 В жизни человеку приходится.

Игры и игровые ситуации как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Хорькова А. А. г. Челябинск, Россия, МБДОУ№106.

Использование алгоритма как средства формирования игровых умений Все мы знаем, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Чтобы было понятно, о чём мы говорим, давайте обратимся к самому определению.

Использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОНОТИПИИ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Антонова Марина Сергеевна Аннотация: В данной статье.

Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

План самообразования «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Актуальность: Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки.

Консультация «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 13:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД