Консультация «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой»

Инесса Короткова
Консультация «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой»

Любознательность ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления.

Нам известно, что к моменту рождения ребёнка мозг сформулирован в основных чертах, для его развития необходимо особое питание – информация. Что же может служить «подпиткой» мозга? Прежде всего, информацию для ума доставляют «разведчики мозга»: глаза – зрительную, уши – слуховую, нос – обонятельную, рот – вкусовую, мышцы – кинетическую, двигательную. Особенно велика в развитии мозга, интеллекта роль руки. Через руку проходит огромный поток информации. Чем больше ребёнок умеет делать руками, тем он умнее. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, надо обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех 5 органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. И здесь очень важно, чтобы первоначальное обретение знаний об окружающей среде было не просто процессом запоминания, а следствием совместного со взрослым и самостоятельного чувственного общения ребёнка со средой. В работе с малышами важным является обогащение чувственного опыта ребёнка, а не понимание им причинно-следственных связей между формой и содержанием, не запоминанием понятий и названий. Под «обогащением» понимается специальное, педагогически организованное расширение чувственного опыта ребёнка за счёт игровых приёмов общения с многообразием чувственных форм мира.

Игра – это огромное светлое «окно», через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Это могут быть игры: слушаем звуки, стуки; игры в «цвета», «осязания», «движения», конструирования, в которых должно ярко проявиться искреннее удовольствие взрослого, играющего в эти «странные» игры наравне с детьми. В основе этой работы должен лежать педагогический принцип предъявления детям разных форм деятельности, включающих обыгрываемый сенсорный признак. Например, при наблюдении ветра,как одного из явлений стихии воздуха: «игра в мельницы», «кружение», «игра на дудках» (завывание ветра, артикуляционная гимнастика «Ветер», «Вьюга», наконец, фиксация внимания детей на повторении в словах «дует», «дуновение» звука «у», воспроизведение звука «ф-ф-ф» и показ букв «у» и «ф». В движениях, танцах, интонациях ребёнок может изобразить листопад и метель.

Если взрослый заинтересован в активной позиции детей, он постоянно развивает их самостоятельность познания. Главное в работе с малышами – превратить этот процесс из принудительной работы в свободное исследование окружающего мира. В основе такого подхода лежит ориентация на естественную любознательность и средства её удовлетворения. Мы всегда должны помнить, что у маленького ребёнка мышление начинается с удивления. Внешне познавательные интересы выражаются в форме вопросов. От нашего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы развиваться или, не поддерживаемые нами, «увядать на корню».

Первые «выходы» познавательной активности – с 3-4 лет. Поначалу умственная активность малыша эпизодична. Важно этот первоначальный эпизодический интерес превратить у него в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребёнка. Так возникает «ценная реакция» любознательности: новые знания вызывают и новые интересы, вопросы, и постепенно у ребёнка расширяются его представления о деятельности.

В свободное время, на прогулке вы можете поиграть в «Угадай-ку», т. е. задать ребенку вопросы, на которые ему надо самостоятельно ответить,типа: «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?», «Где дальше прокатится мячик: на траве или на асфальте?». Это своего рода маленькие практические проблемы, которые ребёнок может тут же проверить. Ответы на вопросы стимулируют познавательную активность.

С детьми 5 лет можно поиграть в придумывание вопросов: поставить перед ребёнком знакомый предмет и пусть он подумает, какие вопросы можно задать об этом предмете с вашей подачи. На прогулке побуждайте задавать вопросы обо всём увиденном. Подобные игры нравятся детям, вызывают у них живой интерес к окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, взрослый ведёт детей от знакомства с природой к её пониманию, вызывает желание знакомиться с растениями и животными, воспитывает основы экологической культуры, любознательности, способность любоваться красотой природы. Влияние природы на ребёнка огромно. Что же доступно пониманию малыша дошкольного возраста в области явлений и объектов нерукотворного мира; какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире?

Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти без помощи взрослых.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка.

В процессе приобщения к миру природы взрослому очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Детям важно ощутить на себе непосредственное воздействие объектов или явлений природы: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, т. к. это может привести к хаотичности знаний. Так, «звуки зимы» можно слушать. В подвешенных, налитых водой бутылочках (разное количество жидкости) – можно услышать мелодичный звук волшебницы-зимы, ударом по ним можно проиллюстрировать и снегопад.

Особенность детей дошкольного возраста, особенно младшего, заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтения книг, игры, простейшие опыты, беседы и т. п.). Привлечь внимание ребёнка к тем или иным средствам и способам познания окружающего мира может любой игровой персонаж: огородное пугало, лесовичок, флорик (кактус с улыбкой и грустный, который сообщает что-то интересное,например:расцвел цветок или сообщает о чем-то грустном: пожелтел листок, сломался цветок и т. д.

Эти персонажи приходят в гости, присылают дары природы (леса, огорода, поля, помогают познавать природу, сделать первые шаги не только к расширению кругозора, но и к развитию логического мышления, умению классифицировать объекты, опираясь на существенный признак. Принесённые «дары» должны не только рассматриваться, но обязательно обыгрываться, из природного материала изготавливаться поделки. Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Экспериментирования также являются наиболее естественными путями познания у детей. Здесь взрослый организует экспериментирование таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы, развивать познавательные вопросы. Организуйте опыты с водой, льдом, снегом. Предложите игры «Кто умеет плавать?», «Тонет – не тонет», «Тает – не тает» (снег, леденец, сосулька, «Кто какого цвета».

Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Растения и животные хрупки и чувствительны, требуют к себе тёплого и заботливого отношения. Как же сделать, чтобы малыш через свой опыт почувствовал и понял свойства и потребности живого организма? Наблюдая во время дождя, обсудите, зачем нужна вода цветам, траве, деревьям и куда уходит вода. Помогите ребёнку догадаться, что её пьют растения. Проведите опытс комнатным растением: покажите, каким грустным и печальным становится оно без воды. Подберите пиктограмму, предложите ребёнку опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо. Полейте растение и вместе понаблюдайте, как оно в течение дня будет распрямляться. Поиграйте в радостный цветок – пусть малыш покажет,как он восстанавливается: потянет руки вверх, встанет на носочки, улыбнётся. Можно организовать и такой опыт-эксперимент: показать, как корешки впитывают воду. Для этого карандаш в каком-то образе (цветка, деревца) с ваткой поставить в цветную воду. Ребёнок будет наблюдать, как корешки-ватка изменят цвет.

Год от года усложняется содержание знаний, предлагаемых детям. Главное в том, что ребёнок переходит от непосредственного чувственного восприятия к умению видеть связи и закономерности в природе. Объём материала по ознакомлению с природой может варьироваться в зависимости от уровня развития и заинтересованности ребёнка. Не забывайте также об эмоциональном проживании ребёнком содержания предложенного вами занятия. Например, при ознакомлении с сезонными изменениями в природе зимой,не бойтесь изменить интерьер помещения: из простыней – сугробы, в середине положите на пол оргстекло, под него – вырезанных из бумаги рыбок и водоросли (получится замёрзший пруд). Включите вашу фантазию и пригласите детей в зимнюю сказку. Оживите занятие музыкой, под которую с ёлочной мишурой или снежинками ребёнок будет изображать падающий снег, кружение метели.

Ознакомление детей с природой – это приобщение детей к азам экологической воспитанности, это ещё один шанс для нас, взрослых, приохотить детей к наблюдательности, а главное, заложить хоть маленький, но камень в основу их будущего понимания жизни Земли.

Давайте же будем помнить, что в маленьком человеке бушует океан развития и познания и постараемся каждый день расширять его кругозор, представив особое питание души и сердца ребёнка.

«Самая серьёзная ошибка» - полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга» (Альберт Эйнштейн)

Пытливые глаза смотрят на взрослого, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «не проходящее» значение для всего последующего развития личности.

Убедительная мудрая заповедь народной педагогики: «ЧТО УЗНАЛ В ДЕТСТВЕ – ВЫСЕЧЕНО НА КАМНЕ; ЧТО УЗНАЛ В СТАРОСТИ – НАПИСАНО НА ЛЬДУ»

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Подбери по цвету»Дидактическая игра «Подбери по цвету» Сенсорное развитие детей через дидактическую игру. «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое.

Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет»Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет» Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 21:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Фотоотчёт о занятии по аппликации «Снеговик» во второй младшей группе
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Снеговик» во второй младшей группе. Цель: закрепить признаки зимы, через практическую деятельность. Задачи: 1....
Конспект занятия по лепке «Лестница для бельчонка»
Программные задачи: Продолжать учить детей раскатывать из шарика столбики разной длины и толщины и прикреплять их концами к вертикальным столбикам....
Мастер-класс «Ангел» для детей младшего школьного возраста
Цель: познакомить детей с праздником Крещения Господня, изготовить Ангела. Задачи: 1. Научить делать Ангела из бумаги 2. Развивать фантазию,...