Наталья Малютина
Консультация дл педагогов ДОУ «Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная музыкальная деятельность
детей дошкольного возраста
Самостоятельная музыкальная деятельность возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои переживания, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально –ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.
В отличие от рисования, пересказа, художественного моделирования, самостоятельная музыкальная деятельность предполагает дифференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руководителя и косвенное руководство этой деятельностью воспитателя.
Публикация «Консультация дл педагогов ДОУ „Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия: правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения.
Перечень игрушек и пособий
• Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
• Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; игрушки – инструменты: трехступенчатая, пятиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрешки, солдатики, птицы, животные)
• Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.
• Настольные музыкально – дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет» и др.
• Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые участвуют в утренниках, развлечениях и т. д.
• Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на дми)
Детские музыкальные инструменты (по возрастным категориям)
Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой, погремушки, колокольчики, деревянные палочки (напр., бамбуковые).
Средняя группа:деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).
Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны.
Подготовительная группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.
Одновременно в «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трех – четырех видов. В течение года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь.
Важно, чтобы каждый инструмент вносился после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нем и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.
Как лучше разместить игрушки и пособия в игровой комнате
Главный принцип размещения – целесообразность. Музыкально – дидактические игры размещаются там же, где и настольно – печатные; игрушки – инструменты – в игровом уголке, там же можно разместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, магнитофон и т. п. ; атрибуты, шапочки – маски для игр – в физкультурном уголке, детали костюмов- в уголке ряженья или в речевой зоне.
Для детских музыкальных инструментов можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей). При этом, уголок может быть размещен как в группе, так и в спальне, в раздевалке, в холлах (при соответствующих условиях).
Роль воспитателя в организации
самостоятельной музыкальной деятельности детей
Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им.
Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда перемещая все пособия в другое место, меняет способ их представления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предлагает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроизвести отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием (напр., игру в «Магазин - булочная», дети перестроили в игру «Универсам», а потом – в «Музыкальный магазин», озадачить детей неожиданной информацией (нпр., «А знаете ли ребята, что у куклы Алены сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие.
Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр: настольный, пальчиковый, бибабо и др., в изоуголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и любая другая театральная деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием.
Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем высокого уровня развития детей в целом и художественного, музыкального их развития, а также эффективной воспитательно – образовательной работы воспитателя и музыкального руководителя.
Творческая атмосфера в детском коллективе в этом случае подчеркивает хорошую организацию детей, их инициативность, самостоятельность, способность к творческой производительности. н эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.