Елена Сухонина
Консультация для специалистов и педагогов ДОУ: «Пение как один из способов коррекции заикания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание - одно из самых распространенных речевых нарушений, как среди детей, так и взрослых, число людей, страдающих от заикания, растет. Распространенность этого заболевания обусловливает пристальное внимание к нему специалистов разных профилей.
Заикание можно определить, как нарушение ритма и темпа речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Многократно было доказано, что речь заикающегося человека, при поддержке внешне заданным ритмом, например, песней – получив поддержку, восстанавливает равновесие, а значит и заикание исчезает.
Публикация «Консультация для специалистов и педагогов ДОУ: „Пение как один из способов коррекции заикания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Чем раньше страдающий заиканием ребенок начнет это делать, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этим недугом. Ведь обычно симптомы заикания появляются у детей в моменты становления их речи, то есть в возрасте 2-6 лет.
Положительная мотивация певческой деятельности обеспечивается такими методами и приемами, как:
• показ (исполнение вокального упражнения, попевки, песни);
• использование увлекательныхдыхательных, артикуляционных, вокально-хоровых упражнений;
• использование игровых ситуаций;
• создание «ситуаций успеха», метод поощрения;
• применение специального оборудования и различных материалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, музыкально-дидактических пособий, элементов театральных костюмов, различных атрибутов, технических средств обучения;
• посещение культурно-массовых мероприятий и участие в них.
При выборе песенного репертуара необходимо учитывать следующие характеристики:
• доступное содержание и удобный для произношения текст;
• наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;
• движение мелодии песен сверху-вниз (она более удобна, т. к. дыхание в начале пения более сильное);
• фразы достаточно короткие (особенно в начале обучающего периода, постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);
• темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый.
Как один из вариантов распевания, можно использовать пропевание с воспитанниками своего имени, используя нисходящую мелодию, сопровождая пение движением руки сверху вниз (Ю-ли-я И-ва-нов-на). Это очень удобно, потому что попевка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта. Такие игровые упражнения вызывают у детей положительный эмоциональный настрой, в простой форме закрепляют навыки правильного дыхания.
Работая над дикцией, необходимо уделять время пояснению слов, которые трудны для детского понимания. Важно произносить слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Петь с голоса a’capella. Можно поиграть в игру «Угадай» - детям нравится отгадывать слова или фразы знакомого песенного репертуара, которые беззвучно проговариваются одними губами. Данный прием активизирует внимание и побуждает детей к более четкому произношению слов. Большое значение приобретает и показ взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже научился это делать.
Отдельное место в вокальной работе по коррекции заикания занимает отработка ритмических навыков. Важно дублировать ритмический рисунок фраз при помощи отстукивания, хлопков. Для этого можно использовать деревянные ритмические палочки, матрешки, орешки. Необходимо приучать детей отличать, на примере попевок короткие и долгие звуки.
У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений можно использовать игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В которых широко используются мелодии с ярким акцентированным началом и простой ритмической основой. В таких играх у детей развивается умение владеть собственным телом, соотносить темп и ритм своих движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Становление вышеперечисленных умений оказывает положительную динамику на речь.
Правильное пение помогает качественно организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией. Так же, пение развивает силу, диапазон звучания, тембр голоса. Через пение комплексно нормализуются компоненты речи, которые при заикании нарушены.
Список литературы:
1. Зайцева Г. Г. Значение пения в коррекции заикания. - М., 2014.
2. Микрюкова О. Н. Пение как одно из средств коррекции заикания. -Снежинск, 2012.
3. http://www.rusnauka.com/8_NIT_2008/Tethis/Psihologia/27488.doc.htm