Лучший педагог года

Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»

Юлия Облавацкая
Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основные задачи взаимодействия с родителями являются :

Публикация «Консультация для молодых педагогов на тему „Эффективные принципы взаимодействия с родителями“» размещена в разделах

- установить партнерские отношения с семьей каждого;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются :

1. Доброжелательный стиль общения.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение.

3. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога в целом.

Уважаемые педагоги, помните:

- Не выносите суждений.

- Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

- Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

- Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

- Не разглашайте «тайну».

- Не провоцируйте конфликты.

Существует много форм и методов взаимодействия с семьёй это :

ФОРМЫ

• Наглядная агитация

Педагогический всеобуч

Родительские собрания (составляются на весь год, использование слайд-шоу, видео-роликов. Консультации, лекции (по запросам родителей)

• Беседы (по проблемам родителей)

• Праздники и развлечения совместные с родителями

• Выставки по сезонам

• Мини-музеи

• Рекомендации

• Советы, поручения (на заданную тему)

• Семейный клуб

• Конкурсы

• Совместная трудовая деятельность

• Праздники в семье (видеоролики, фотовыставки о семейных праздниках, альбомы)

• Персональный родительский день (вопросы родителей)

• Альбомы-эстафеты

• Круглый стол (решение наболевших проблем родителей)

• Мастер-классы

• Творческие отчеты педагога с детьми для родителей

• Анкетирование и тестирование родителей, опрос, беседы с членами семьи

• Тренинги (привлечение специалистов)

• Экскурсии

• Фото - выставки для родителей

• Литературные гостиные, КВН

Что же должен знать и уметь современный педагог в работе с родителями, каким он должен быть?

1. Уметь преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

2. Владеть методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

3. Уметь прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития.

4. Уметь ориентироваться в информации, отбирать необходимые для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.

5. Уметь конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.

6. Уметь организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

7. Коммуникативные умения и навыки педагога :

Устанавливать контакт с родителями,

понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание,

предвидеть результаты общения, возможные трудность;

управлять своим поведением,

предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;

проявлять гибкость в общении с родителями;

создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;

Владеть этикетными нормами речи и поведения;

Организовывать содержательное общение с родителями;

Осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

- Поднимать авторитет семьи;

- Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;

- Учитывать интересы родителей;

- Опираться на жизненный опыт родителей;

- Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;

- Верить, что любая семья имеет сильные стороны.

Перечислим факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями :

- ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);

- отсутствие опыта группового взаимодействия;

- закрытость родителей;

- завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.

Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.

Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

В заключение - обратная связь (Что понравилось? Что не понравилось? Замечания и пожелания ведущему) и благодарность участникам за активную работу на занятии и пожелания успехов в работе.

Существуют разнообразные взаимодействия педагогов с родителей.

Индивидуальные формы:

Посещение семьи на дому. Проводится один - два раза в год с целью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.

Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Про-водятся воспитателями практически ежедневно.

Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в советах : дошкольного учреждения, педагогов, по питанию.

Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-об-разовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.

Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.

Коллективные формы:

Родительские собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление, которое фиксируется в протоколе.

Лектории. Предполагают обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских, экономических, юридических и других знаний на лекциях "по соответствующим проблемам. Например: «Адаптация ребенка к Дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».

Конференции, семинар. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

Диспуты, дискуссии. Представляют собой активное эмоциональное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада. Неоднозначных проблем путем высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например: '«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда прав» : за и против».

Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Устные журналы. Предполагают выступления педагогов и других специалистов детского сада с тематическими (психолого-педагогическими, медицинскими, правовыми, экономическими и др.) сообщениями, во время которых даются также и практические рекомендации родителям согласно теме журнала. Например: «Готовим ребенка к школе», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».

Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками до-школьного учреждения сообщений, практических рекомендаций и мате-риалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции, совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один».

Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес'» и. др. Представляют собой такую организацию мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам развития, воспитания и обучения детей.

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например:

«Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты» :

Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

Радиовещание. Подразумевает передачу сообщений на различные темы развития, воспитания, обучения детей по радиосети дошкольного учреждения в те периоды времени, когда родители находятся в детском саду (приводят и забирают детей). Например: «Роль отцов в воспитании дошкольников», «Воспитываем самостоятельность у детей», «Чем отличается мир детей от мира взрослых».

Экскурсии. Проводятся совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки, культурных, исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.

Родительские школы. Предполагают организованное коллективом дошкольного учреждения долговременное обучение взрослых для передачи психолого-педагогических знаний о дошкольном детстве с помощью различных форм: лекций, семинаров, тренингов, игр и т. д. На-пример: «Школа для пап», «Школа молодой семьи».

Клубы по интересам. Представляют собой объединение родителей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб мастеров», «Садоводы-цветоводы».

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков,

украшений и др.

Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

Телефон доверия. Предполагает рекламу режима работы определенного телефонного номера, по которому желающие могут анонимно высказать свое мнение, получить ответ на вопрос, разъяснения, другую информацию

у имеющихся в детском саду специалистов.

Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные Эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год, праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.

Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, вос-питательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.

Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг, оказание дополнительных бесплатных услуг.

Наглядно - информационные формы:

Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей : о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

Папки- передвижки, рукописные журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. На пример: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».

Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фото-выставки «Семьи наших воспитанников»-, «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).

Обмен литературой. Подразумевает распространение психолого-педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и дома.

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

Список предложенных форм сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые. Так, например, формы работы на основе телепередач появились в практике сотрудничества с семьей с рождением на телеэкране интерактивных игр со зрителями. Такая давно существующая наглядно-информационная форма, как папки-передвижки, трансформировалась в рукописные журналы или самостоятельную издательскую деятельность. Мероприятия, имеющие традиционную структуру (родительские собрания, лектории, конференции и другие, наполнились новыми приемами (интерактивными играми, диагностическими процедурами и т. д.).

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия е участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать им возможность активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т. п.

В игровых методах использовать мячик, микрофон и т. п. Это могу быть игры-загадки, задания, связанные с перевоплощением в ребенка, творческие задания. Можно использовать метод игрового моделирования – это позволяет родителям расширить поле зрения на какую-либо проблему и на свое представление о ребенке. В условиях игровой обстановки родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком («Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу»). В игровом тренинге родители заново открывают для себя радость общения с ребенком.

В работе полезно использовать анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитания надо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент. Где уместно одно в другом месте неприемлемо.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия : взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для молодых педагогов «Детское проектирование как метод обучения дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида№10 «Золотая рыбка» Консультация для.

Консультация для молодых педагогов «Как правильно ставить цели и задачи» Цель ставится одна. Степень достижения цели: 1 Зачем мы проводим занятие, игру, беседу. (Если мы побывали в лесу, то что мы увидели, кого.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Консультация для педагогов «ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников. Теоретический аспект» ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников: теоретический аспект. В настоящее время в большинстве развитых стран.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация для педагогов «Особенности современных детей и принципы их воспитания» Особенности современных детей и принципы их воспитания В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие,.

Семинар-практикум для педагогов «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 55 «Рябинка» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями» Семинар – практикум «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности.

Семинар-практикум «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями» Семинар – практикум «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности.

Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Колокольчик» ЭССЕ «Эффективные направления сотрудничества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для молодых педагогов на тему «Эффективные принципы взаимодействия с родителями»
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 09:30
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД