Любовь Борисова
Консультация для молодых воспитателей «Адаптация ребёнка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Ещё до того, как ребёнок в первый раз придёт к вам в группу, желательно получить у его мамы, а также у медсестры или врача некоторые сведения о нём.
*Каково состояние здоровья ребёнка, часто ли он болеет и что страдает в первую очередь (носоглотка, органы дыхания, органы пищеварения, кишечник и т. д.); есть ли у ребёнка хронические заболевания; перенёс ли он родовую травму; каково состояние его нервной системы (как он засыпает и спит, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой, как реагирует на запреты); наказывают ли ребёнка дома и если да, то как?
Публикация «Консультация для молодых воспитателей „Адаптация ребёнка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
*Какие привычки и традиции сложились дома в процедурах еды, засыпания, пользования туалетом и т. п., какие требования предъявляют родители к ребёнку в эти моменты?
*Чем больше всего любит заниматься ребёнок? Чем можно доставить ему радость?
*Семейная ситуация, в которой развивается ребёнок; полная ли семья? Живут ли родители вместе с дедушкой и бабушкой? Каковы материальные условия жизни? Есть ли в семье другие дети (братья, сёстры? И т. п.
*Как называют ребёнка дома? Вы можете обнаружить, что Дима никак не отзывается, когда вы обращаетесь к нему. А дело в том, что дома его зовут Митя. Если Оксану дома называют Ксюшей, Лену – Аленой, а Ярослава всегда величают полным именем, желательно называть ребёнка в детском саду так же, как это принято у него дома.
Взаимопонимание с родителями необходимо
Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Первый человек, с которым они встречаются в детском саду,- это заведующая. Она должна так провести разговор – знакомство, чтобы мама ребёнка увидела; детский сад открыт для родителей; к их мнению и пожеланиям педагог всегда прислушивается; в детском саду работают люди, готовые разделить их заботу о ребёнке и вместе искать индивидуальный подход к нему.
Другая задача разговора - убедить маму в важности постепенного привыкания малыша к новой обстановке, для чего следует начать водить ребёнка в детский сад примерно за месяц до выхода мамы на работу.
Следующий этап – знакомство мамы ребёнка с воспитателями группы. Когда мама ребёнка придёт в группу, выйдете к ней навстречу, поздоровайтесь, обратившись к ней по имени – отчеству, назовите своё имя – отчество. Пригласите её осмотреть группу. Покажите шкафчики, в которые дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что вы следите за вещами детей.
Затем проведите её в групповую комнату. Покажите, какие игрушки и книги для детей в ней находятся. Расскажите, что в детском саду вы будете играть, рисовать, лепить, петь и танцевать с детьми, читать им книжки и рассказывать сказки.
Покажите спальню. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить малыша, то по возможности выполните её просьбу. Покажите туалетную комнату, отметьте, что у каждого ребёнка есть своё полотенце, которым всегда будет пользоваться только он.
Расскажите о режиме дня в детском саду, выясните, соблюдается ли режим дня дома и насколько он отличается от принятого в саду. Постарайтесь убедить маму, что с приходом ребёнка в детский сад желательно дома ориентироваться на режим дошкольного учреждения и соблюдать его в выходные дни. Спросите маму о её тревогах, связанных с поступлением ребёнка в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ему период привыкания к новым условиям. Важно, чтобы мама почувствовала: вы будете подходить к её ребёнку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
Договоритесь с мамой точно, когда (в какое время) ребёнка в первый раз приведут в детский сад (желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного).
В общении с родителями нужно придерживаться следующих правил:
• В любое время родители и близкие родственники ребёнка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным.
Родители могут приводить и забирать ребёнка в удобное для них время.
• Педагог должен выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребёнка.
• Все медицинские и закаливающие процедуры можно проводить только с согласия родителей.
Союз двух воспитателей и их помощника
Сложность жизни ребёнка в детском саду связана и с тем фактом, что в группе работают трое взрослых: два воспитателя и их помощник. Ребёнку будет очень трудно, если окажется, что у них разные взгляды на воспитание детей и каждый в свою смену будет предъявлять свои требования. Поэтому необходимо выработать единые, приемлемые для всех троих правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться.
Особенно важно, чтобы одинаково проходили процедуры кормления, туалета и укладывания спать. Важно, чтобы в группе работали единомышленники. Взрослые не должны упрощать себе жизнь и работу ценой отрицательных переживаний детей.
Воспитатели и их помощник должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, об их настроении, поддерживать и продолжать начинания друг друга.