Приложение МААМ

Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»

Светлана Смирнова
Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы

дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр»

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка»»

Методическое объединение музыкальных руководителей

Консультация

Смирнова С. Н. –

старший воспитатель ГБДОУ № 49

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области „Музыка“» размещена в разделах

Юрова Г. Ф. -

старший воспитатель ГБДОУ № 51

Консультация для музыкальных руководителей

Слайды 1-2

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее - ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Данные документы определяют направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

3 слайд (Основные нормативные документы)

4 слайд (Центральные принципы ФГТ)

Центральные принципы ФГТ:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») ;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,

в процессе реализации которых, формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

5 слайд (Образовательная область «М» в рамках ФГТ)

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.

Образовательная область «Музыка» позволяет:

- ребё нку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;

-взрослому (педагогу и родителю) : эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребё нка дошкольного возраста является:

- способом самовыражения;

- способом познания и понимания окружающего мира;

- универсальным способом жизнедеятельности.

6 слайд

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:

- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;

- освоения им музыкально-художественной деятельности.

7 слайд (Интеграция образовательных областей)

В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Вам- музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.

- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, в разделе «Социализация») ;

- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературных образов Карлсона, Золушки, Бабы Яги и д. т.) ;

- как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультурная разминка под музыку, рисование под музыку) ;

Как средство организации образовательного процесса.

В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

Например:

- «Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.

- «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки.

- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.

- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.

- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.

- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.

- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.

8 слайд (Интегративные качества)

В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Интегративные личностные качества ребенка:

"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";

"любознательный, активный";

"эмоционально отзывчивый";

"овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)";

"способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений";

"способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту";

"имеющий первичные представления о себе, семье, обществе ( ближайшем социуме: поликлиника, магазин, дом детского творчества,

библиотека, школа, театр и т. п., о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";

"овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности";

"овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).

Как мы видим, знания, умения и навыки обозначены в последней графе интегративных личностных качеств. Это уже сейчас положительно сказывается на мониторинге, отраженном в переработанных в соответствии с требованиями ФГТ и вышедших в свет примерных программах (количество формируемых умений и навыков в них заметно уменьшилось).

Конечно, проведение нового мониторинга потребует от ученых и педагогов-практиков разработки тех критериев и показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждого интегративного личностного качества детей.

9 слайд (Специфика реализации образовательной области «М»)

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Организатором музыкальной деятельности, воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель, воспитатель является главным помощником. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, помогает в развитии музыкальной культуры. Однако, музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, постоянно общается с ними на протяжении нескольких лет.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

10 слайд (Меняются требования к педагогу)

В 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. В ней сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить ИКТ. Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ

( а это: компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование) как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д

Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.

В связи с требованиями ФГТ внесены изменения в написание плана

а именно:

- блок образовательной деятельности,

добавляются графы:

- интеграция образовательных областей,

- рекомендации воспитателям,

- создание развивающей среды в группе,

- взаимодействие с родителями.

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Интегративный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» Предлагаю вашему вниманию.

Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка»Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка» Разработка проекта организации развивающей среды с учётом ФГТ по образовательной области «Музыка» Цель проекта: 1. организация развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»
Опубликовано: 18 марта 2013 в 11:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Смирнова (УИ 83118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД