Светлана Смирнова
Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр»
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка»»
Методическое объединение музыкальных руководителей
Консультация
Смирнова С. Н. –
старший воспитатель ГБДОУ № 49
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей по реализации образовательной области „Музыка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Юрова Г. Ф. -
старший воспитатель ГБДОУ № 51
Консультация для музыкальных руководителей
Слайды 1-2
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее - ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Данные документы определяют направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
3 слайд (Основные нормативные документы)
4 слайд (Центральные принципы ФГТ)
Центральные принципы ФГТ:
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») ;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста,
в процессе реализации которых, формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
5 слайд (Образовательная область «М» в рамках ФГТ)
В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.
Образовательная область «Музыка» позволяет:
- ребё нку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;
-взрослому (педагогу и родителю) : эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.
При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребё нка дошкольного возраста является:
- способом самовыражения;
- способом познания и понимания окружающего мира;
- универсальным способом жизнедеятельности.
6 слайд
Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:
- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;
- освоения им музыкально-художественной деятельности.
7 слайд (Интеграция образовательных областей)
В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Вам- музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.
- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, в разделе «Социализация») ;
- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературных образов Карлсона, Золушки, Бабы Яги и д. т.) ;
- как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультурная разминка под музыку, рисование под музыку) ;
Как средство организации образовательного процесса.
В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.
Например:
- «Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.
- «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки.
- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.
- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.
- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.
- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.
- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.
8 слайд (Интегративные качества)
В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.
Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
Интегративные личностные качества ребенка:
"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";
"любознательный, активный";
"эмоционально отзывчивый";
"овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)";
"способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений";
"способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту";
"имеющий первичные представления о себе, семье, обществе ( ближайшем социуме: поликлиника, магазин, дом детского творчества,
библиотека, школа, театр и т. п., о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";
"овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности";
"овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).
Как мы видим, знания, умения и навыки обозначены в последней графе интегративных личностных качеств. Это уже сейчас положительно сказывается на мониторинге, отраженном в переработанных в соответствии с требованиями ФГТ и вышедших в свет примерных программах (количество формируемых умений и навыков в них заметно уменьшилось).
Конечно, проведение нового мониторинга потребует от ученых и педагогов-практиков разработки тех критериев и показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждого интегративного личностного качества детей.
9 слайд (Специфика реализации образовательной области «М»)
В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Организатором музыкальной деятельности, воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель, воспитатель является главным помощником. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, помогает в развитии музыкальной культуры. Однако, музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, постоянно общается с ними на протяжении нескольких лет.
Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.
10 слайд (Меняются требования к педагогу)
В 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. В ней сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить ИКТ. Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога.
Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ
( а это: компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование) как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д
Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.
В связи с требованиями ФГТ внесены изменения в написание плана
а именно:
- блок образовательной деятельности,
добавляются графы:
- интеграция образовательных областей,
- рекомендации воспитателям,
- создание развивающей среды в группе,
- взаимодействие с родителями.
Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.