Лучший педагог года

Опыт работы «Трудовая деятельность как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников»

Ирина Смирнова
Опыт работы «Трудовая деятельность как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково»

Выступление

«Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-

коммуникативного развития старших дошкольников»

Подготовила:

Смирнова Ирина Александровна

Воспитатель: соответствие з. д.

- 2020-

Трудовая деятельность как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Публикация «Опыт работы „Трудовая деятельность как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников“» размещена в разделах

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. В своей работе труд детей я организую так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества, личности, ее талантов. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.

Константин Дмитриевич Ушинский придавал важное значение трудовому воспитанию, он говорил, что «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться»

В настоящее время из 100% выпускников профессиональных учреждений только 10% работают по выбранной профессии. Проблема поиска своего дела актуальна как никогда. Все закладывается в юном возрасте. Поэтому формирование трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных для современной науки.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде. Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Организуя трудовую деятельность, я стараюсь, помочь детям обрести уверенность в своих силах, формировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность.

Основная задача трудового воспитания в дошкольном возрасте – формирование положительного отношения к труду то есть :

1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Работу по выполнению выше поставленных задач я начала с создания необходимых условий в группе.

Изучив литературу и используя интернет-ресурсы, создала картотеку пословиц и поговорок о труде, загадок. Подобрала пословицы для дидактической игры «Собери пословицу». С удовольствием подключились родители к поиску и разучиванию с детьми загадок.

Также собрала картотеку иллюстраций «Профессии», «Кем быть», «Профессии в картинках». С помощью родителей приобрели альбомы с наклейками «Профессии», «Папины помощники», «Какие бывают профессии».

Разнообразили предметно-развивающую среду настольно-печатными играми.

Совместно с родителями что-то подобрали, что-то приобрели из костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Решение задач через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда :

Самообслуживание. Дети в группе научились одеваться, раздеваться, аккуратно складывают одежду в шкафчики, оказывают друг другу посильную помощь, умеют своевременно и самостоятельно использовать навыки личной гигиены: правильно моют руки перед едой и по мере загрязнения, после приема пищи полощут рот. Особое внимание уделяю развитию ответственности и самоконтролю.

Для этого использую такие фразы как: какой/какая ты уже самостоятельная! Как ловко ты умеешь одеваться и раздеваться! У тебя такая красивая одежда, над изготовлением ее трудились профессионалы, мама с папой тебе ее купили с любовью, ты сам ее выбрал, береги вещи! Уважай труд швей, портных, слесарей, которые установили кран, чтобы тебе удобно было помыть руки. Ты уже и с этим справишься? Какой/какая же ты ответственный/ная, сам/сама заметил/а, устранил/а непорядок, выключил/а кран, молодец! Берегите, заботьтесь о своем теле.

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать всё по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки и спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей к хозяйственно-бытовому труду, формируется бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление: дети с большим удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и т. п. Дети точно выполняют правило «Каждой вещи своё место». Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Это на столько нравится детям, что некоторые из них специально начинают ломать или рвать, чтобы снова заняться ремонтом. В этом случае, провела беседу с детьми, взяли в ремонт книги из соседней группы, что-то принесли родители. Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. Это организовала следующим образом: похвала и выражение благодарности при использовании отремонтированных предметов, получили благодарственное письмо от ребят соседней группы. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности : инициатива, товарищеская взаимопомощь, хорошее и качественное выполнение трудовых процессов.

В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают младшему воспитателю сервировать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к непосредственно образовательной деятельности. Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе и дети достигли определённых успехов.

Так же приобщаем детей к выполнению некоторых поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов, но позволяют выразить доверие к ребенку, уважение, возложить на него посильную ответственность. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают, удаляют сорняки на клумбах. Вместе с детьми мы сажаем лук, цветы за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом. Дети видят непосредственный результат своего труда – собранный урожай (зеленый лук крошим в суп желающим) и радующие глаз цветочные клумбы. С помощью родителей приобрели грабли, метлы.

Ручной и художественный труд несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала (человечки, представители фауны, открытки к праздникам). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца. Дети очень любят этот труд.

При организации труда, обращаю внимание на то, что детский труд своеобразен : он прост по содержанию, доступен по характеру выполняемых действий, связан с игрой. В игре дети отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. В своей работе с детьми уважаю их замысел, позволяю отойти от заявленной темы, дефекты и неровности волнующие ребенка объигрываю, превращая в положительные особенности. Например: при оформлении открытки ребенок нечаянно черкнул – приклеили на это место дополнительный цветочек.

Часто в совместной деятельности с детьми в режимных моментах я использую такой методический приём, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т. п. ?». Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий. Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения были организованы экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок, кабинеты медицинской сестры, наблюдения за работой младшего воспитателя. Сотрудники нашего учреждения рассказывали о своем труде, о том какую пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно добросовестно относиться к труду. С помощью родителей дети составляют рассказ о профессии мамы или папы и выступают в группе детского сада. С удовольствием выступили перед ребятами родители и рассказали о профессии логиста, менеджера, охранника, фермера.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. В социально-коммуникативное развитие дошкольника труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также приносит много положительных эмоций.

Обобщив свой опыт, хочется сказать, что те дети, которые не проявляют желания к труду, в конце учебного года становятся активными. У каждого ребенка появляется желание стать специалистом в какой-либо профессии.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Трудовая деятельность как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
Опубликовано: 6 марта 2021 в 22:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД