Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников»

наталья ваулина
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретения знания самостоятельно.

В связи с этим представляет особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности – и его внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Публикация «Консультация для педагогов „Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах

Так как дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира : рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, и т. д. Всё это – объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитываются возрастные особенности детей, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеются в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.

Пробы и ошибки являются обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старый способ действий, комбинирует и перестраивает их в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведёт к развитию самостоятельности и творчества. Ситуация экспериментирования даёт ребёнку большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом ребёнок может выступать в роли равноправного партнёра по деятельности.

Одним из важных условий развития деятельности экспериментирования является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети решают вместе с педагогом, Например, при решении проблемы «Что плавает, что тонет» используются различные емкости, бутылочки с крышками и без них, с разным диаметром горлышка, деревянные, пластмассовые, железные и другие предметы. Наличие разных материалов позволит ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом.

Методика развития деятельности экспериментирования.

На первом этапе преобладает совместная с педагогом деятельность. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.

Педагог предлагает детям проблемную ситуацию, ставит цель, совместно с детьми определяет этапы исследования. Дети выдвигают предположения о - результатах эксперимента, обосновывают их. Затем проводится сам эксперимент. Дети с помощью педагога фиксируют результаты эксперимента. Педагог обсуждает с детьми его результаты, причины их возникновения. Для обсуждения хода эксперимента используют готовые схемы и модели. («Что мы делали? Что получили? Почему?»). Общий вывод формулирует педагог на основе высказываний детей. Например, при сравнении веса сухого и мокрого песка дети замечают, что мокрый песок тяжелее. На вопрос педагога отвечают : «Сухой песок легче, а у мокрого песка всё слиплось от воды, он тяжелее». После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке вода есть, поэтому он тяжелее».

Беседы о предстоящих экспериментах и предполагаемых результатах помогают детям в построении плана эксперимента, развивают умение предвидеть результат и направления изменения деятельности в связи с ним.

Сначала беседы проводятся с опорой на подробные карточки - схемы эксперимента, затем предлагается только тема эксперимента. Беседы с детьми строятся по определенной схеме:

o Что хотим узнать с помощью этого эксперимента;

o Какие нужны приборы и материалы;

o Можно ли их чем-то заменить;

o Как использовать приборы и материалы (последовательность работы,

чтобы достичь результата;

o Можно ли достичь результата по-другому;

o Почему с помощью этих материалов мы получим такие результаты.

По этой же схеме детям предлагают придумать свои эксперименты с

предложенным материалом, затем - на определенную тему.

На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.

Увеличивается доля самостоятельного экспериментирования, изменяется роль педагога. Педагог с помощью схем показывает детям проблему. Дети предлагают пути её решения, отбирают необходимые материалы. После проведения эксперимента фиксируют его результат (сначала с помощью готовых моделей, затем - придумывают их самостоятельно).

Источником экспериментирования являются детские вопросы : «Почему идет дождь?», «Почему дует ветер», «Почему муха не падает с потолка» и др. В ходе самостоятельного экспериментирования детям предлагают придумать и провести опыты на заданную тему. Педагог поощряет эксперименты, придуманные детьми, даже если они не соответствуют текущей теме занятий. Ход и результаты таких экспериментов обсуждаются с ребёнком, затем предлагаются всем детям группы.

В качестве результатов исследовательской деятельности могут выступать:

— новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами;

— новая информация о другом (дополнительном) исследуемом объекте;

— знания о способах исследования и его результатах;

— освоение принципа сохранения количества, величины (в дискретных, и

непрерывных множествах);

познавательное и личностное развитие

Публикации по теме:

Цветотерапия — как средство познавательного развития дошкольников С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития логического мышлений у дошкольников» Детство – это самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами.

Консультация для педагогов ДОУ по инновационной технологии  «Современная форма развития детей-экспериментирование» Значительные изменения, которые происходят в сфере дошкольного детства, перемены в восприятии детства на уровне общества и государства определяют.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников» Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства. Качества, возможности.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Консультация «Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка» "Оригами как средство познавательного и личностного развития ребенка" Дошкольное детство – время первоначального становления личности,.

Мини-музеи как средство познавательного развития младших дошкольниковМини-музеи как средство познавательного развития младших дошкольников Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников»
Опубликовано: 10 августа 2016 в 22:06
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем наталья ваулина (УИ 127230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД