наталья ваулина
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретения знания самостоятельно.
В связи с этим представляет особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности – и его внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация для педагогов „Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Так как дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира : рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, и т. д. Всё это – объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитываются возрастные особенности детей, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеются в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.
Пробы и ошибки являются обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старый способ действий, комбинирует и перестраивает их в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведёт к развитию самостоятельности и творчества. Ситуация экспериментирования даёт ребёнку большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом ребёнок может выступать в роли равноправного партнёра по деятельности.
Одним из важных условий развития деятельности экспериментирования является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети решают вместе с педагогом, Например, при решении проблемы «Что плавает, что тонет» используются различные емкости, бутылочки с крышками и без них, с разным диаметром горлышка, деревянные, пластмассовые, железные и другие предметы. Наличие разных материалов позволит ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом.
Методика развития деятельности экспериментирования.
На первом этапе преобладает совместная с педагогом деятельность. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.
Педагог предлагает детям проблемную ситуацию, ставит цель, совместно с детьми определяет этапы исследования. Дети выдвигают предположения о - результатах эксперимента, обосновывают их. Затем проводится сам эксперимент. Дети с помощью педагога фиксируют результаты эксперимента. Педагог обсуждает с детьми его результаты, причины их возникновения. Для обсуждения хода эксперимента используют готовые схемы и модели. («Что мы делали? Что получили? Почему?»). Общий вывод формулирует педагог на основе высказываний детей. Например, при сравнении веса сухого и мокрого песка дети замечают, что мокрый песок тяжелее. На вопрос педагога отвечают : «Сухой песок легче, а у мокрого песка всё слиплось от воды, он тяжелее». После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке вода есть, поэтому он тяжелее».
Беседы о предстоящих экспериментах и предполагаемых результатах помогают детям в построении плана эксперимента, развивают умение предвидеть результат и направления изменения деятельности в связи с ним.
Сначала беседы проводятся с опорой на подробные карточки - схемы эксперимента, затем предлагается только тема эксперимента. Беседы с детьми строятся по определенной схеме:
o Что хотим узнать с помощью этого эксперимента;
o Какие нужны приборы и материалы;
o Можно ли их чем-то заменить;
o Как использовать приборы и материалы (последовательность работы,
чтобы достичь результата;
o Можно ли достичь результата по-другому;
o Почему с помощью этих материалов мы получим такие результаты.
По этой же схеме детям предлагают придумать свои эксперименты с
предложенным материалом, затем - на определенную тему.
На втором этапе проводится работа по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.
Увеличивается доля самостоятельного экспериментирования, изменяется роль педагога. Педагог с помощью схем показывает детям проблему. Дети предлагают пути её решения, отбирают необходимые материалы. После проведения эксперимента фиксируют его результат (сначала с помощью готовых моделей, затем - придумывают их самостоятельно).
Источником экспериментирования являются детские вопросы : «Почему идет дождь?», «Почему дует ветер», «Почему муха не падает с потолка» и др. В ходе самостоятельного экспериментирования детям предлагают придумать и провести опыты на заданную тему. Педагог поощряет эксперименты, придуманные детьми, даже если они не соответствуют текущей теме занятий. Ход и результаты таких экспериментов обсуждаются с ребёнком, затем предлагаются всем детям группы.
В качестве результатов исследовательской деятельности могут выступать:
— новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами;
— новая информация о другом (дополнительном) исследуемом объекте;
— знания о способах исследования и его результатах;
— освоение принципа сохранения количества, величины (в дискретных, и
непрерывных множествах);
— познавательное и личностное развитие