МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОО «Клиповое мышление дошкольников»

Лариса Сидельникова
Консультация для педагогов ДОО «Клиповое мышление дошкольников»

Современный мир характеризует высокая скорость смены многообразной, несистематизированной информации, и это способствует формированию у человека соответствующего типа мышления. Данный тип мышление получил название «клиповый».

Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео. Клиповому сознанию подвержены люди всех возрастов, т. к. оно начало внедрение в нашу цивилизацию довольно давно, человек с клиповым мышлением воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, мало связанных между собой образов.

Публикация «Консультация для педагогов ДОО „Клиповое мышление дошкольников“» размещена в разделах

Однако, сам термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в 90-е годы с появлением на телевидении музыкальных видеоклипов, которые представляли собой набор ярких и часто не связанных между собой по смыслу видеокадров.

Клиповое мышление – это феномен современности. Оно формируется на основе принятия информации в виде мелких кусочков. Можно сказать, что это такое лоскутное одеяло, в которое собирается мозг современных школьников и молодёжи. Его основные черты:

• отсутствие целой картинки, мир рассматривается в виде фрагментов;

• яркие образы;

• нелогичное или даже алогичное восприятие происходящего;

• разрозненность знаний;

• кратковременное запоминание;

• вырывание из контекста;

• отрывочность от общей картинки событий.

Некоторые психологи дают такое определение клиповому мышлению — это пазл, собрав который у человека формируется яркий, но кратковременный вид окружающего мира. Причём он может тут же поменяться на новый, как в калейдоскопе. Такой тип мышления развит в основном у детей. В век высоких технологий ему подвержены даже дошкольники. Очаг разгорается из неких информационных вспышек. Они мелькают перед нашими глазами с экранов компьютеров, телефонов, телевизоров. И если взрослый образованный человек, к примеру, менее к ним восприимчив, то неокрепшая подростковая и детская психика впитывает все отрывки увиденного, как губка.

Клиповое мышление сиюминутно. Оно не даёт возможность глубоко вникнуть в ситуацию. В голове остаётся лишь её образ в виде яркого отрывка – клипа. Что и дало название этому «бичу» современной молодёжной среды. Его главные «хранители» и распорядители – средства коммуникаций. Интернет пестрит яркими заголовками и короткими видео, просмотрев которые человек приходит к выводу, что он уже вполне подкован в том или ином вопросе.

Мы, сами того не замечая, перевариваем массу информации. Наш мозг забит разными сообщениями, порой не имеющими никакой смысловой нагрузки.

Несмотря на то что в психологии клиповое мышление чаще оценивается как негативное явление, есть в нём и свои плюсы.

• Человек с таким типом мышления может быстро и чётко как получить, так и озвучить необходимую информацию. Он не будет вдаваться в подробности и анализировать несколько сообщений. Это даёт возможность сократить время. Многочасовое штудирование литературы в читальном зале библиотеки осталось в прошлом.

Клиповомыслящий обладает хорошей скоростью реакции. Ему не составляет труда вести переписку сразу с несколькими адресатами. Он мгновенно переключается с одной темы на другую. Ему достаточно нескольких секунд, чтобы определить, что больше всего требует его внимания, а на что не следует его обращать в данный момент.

• Способность мыслить «клипами» даёт преимущества при решении нескольких задач одновременно. Современный ребёнок в процессе выполнения домашнего задания ещё успевает вести переписку с друзьями, выбрать подходящее ему музыкальное сопровождение, ему не нужно рыться в учебниках, чтобы вспомнить то или иное правило. Он мгновенного найдёт его в интернете или попросит. Параллельно он закажет пиццу, товар со скидкой в интернет-магазине. И конечно, всё это не помешает выпить чашечку кофе.

• Голова, работающая посредством клипового мышления, не болит. Дети не просят выключить телевизор. Они не устают от информации, наоборот, ребёнок может одновременно смотреть любимую передачу, листать новостную ленту и пересмотреть сообщения от друзей. Он забирает из информационного потока лишь нужную ему часть, а потому не переутомляется.

Клиповое мышление позволяет усваивать большее количество информации за меньшее время. Именно клиповое мышление создало голосовых помощников типа Сири или Алиса. Вместо того, чтобы искать нужный сайт, можно просто сделать короткий запрос и тут же получить желаемое. Не нужно перечитывать длинный научный трактат — достаточно посмотреть пятиминутный видеоматериал. Рекламный ролик одного из магазинов бытовой техники с Михаилом Галустяном куда ярче описывает способность большинства веществ расширяться при нагревании, чем любой учебник. Чтобы дочка усвоила материал, он показывает ей, как арбуз лопается в работающей микроволновке. Это один из ярчайших примеров клипового мышления.

Всё вышеперечисленное может пригодиться в решении различных проблем, поможет сделать выполнение разных задач проще. Но есть и минусы, которые, пожалуй, слишком упрощают жизнь и ведут к неспособности действовать логично.

Клиповое мышление – враг классического образования. Длинные тексты без иллюстраций наводят ужас на большинство современных школьников. Один вид «Войны и мира» вызывает у них панику. Они привыкли получать информацию быстро и в сжатой форме.

• Отсюда вытекает другая проблема – неспособность анализировать. Клиповое мышление отвечает лишь на вопросы, находящиеся в плоскости «здесь и сейчас». Ни предпосылки, ни дальнейшие последствия не входят в область интересов такого образа мышления.

• Если ещё 10–20 лет назад перемены в школах нужны были для физической разгрузки ученика, то теперь перерывы необходимы для того, чтобы справиться с психологической усталостью. Современным детям сложно долго быть сконцентрированными на одной теме. Им нужны постоянные «перезагрузки» и «архивация полученных данных».

• Быстрое достижение цели посредством соцсетей ведёт к тому, что у человека не развивается память. Не нужно зубрить закон Ома — он в любой момент «вытащит» информацию из интернета. Ему сложно общаться и ясно излагать свои мысли в реальной жизни.

Клиповое мышление отнимает у человека индивидуальность. Что такое «хорошо», а что такое «плохо» он узнает из постов звёзд на их страницах. Рекламные ролики для него становятся руководством к действию. Он медленно становится таким, как все. У него нет собственного мнения — его заменяют навязанные стереотипы из ярких клипов с элементами красивой жизни.

• Сострадание не свойственно человеку с клиповым мышлением. Равнодушие – вот его отличительная черта. Он просто не успевает реагировать на происходящее. Ему надо слишком многое знать, и времени переживать по тому или иному поводу у него просто не остаётся. В результате, увидев лежащего на остановке, он пройдёт мимо, решив для себя, что тот попросту пьян. То, что, возможно, ему стало плохо и необходимо вызвать скорую помощь, даже не успеет прийти ему в голову. А это уже по-настоящему страшно.

Избавиться от клипового мышления вовсе в современном мире вряд ли получится. Да и бороться с ним вплоть до полного уничтожения не имеет смысла. А вот направить его в нужное русло под силу каждому педагогу, маме, папе, бабушке и дедушке. И тут надо действовать сообща, придерживаясь следующих правил.

• Время нахождения ребёнка в интернете должно быть строго лимитировано. Попробуйте заинтересовать его другими занятиями. Драмкружок, кружок по фото – приветствуется всё. Но лучше — активность, спорт, интеллектуальные увлечения.

• Строго следите за тем, какими именно ресурсами пользуется ребёнок в интернете. Сейчас многие компании предлагают такую услугу, как запрет или ограничение доступа к сайтам на устройствах несовершеннолетних. Оградите детей от криминальных новостей. Следите за тем, какие запросы он делает в интернете. Родительский контроль поможет оградить от нежелательных последствий.

• Вместо компьютерных игр типа «стрелялки» и «догонялки», установите на телефон, компьютер и планшет развивающие игры, направленные на улучшение памяти и логики. Но не делайте резких движений. Это вызовет у ребёнка протест. Устройте соревнования, в качестве приза которых станут привычные интернет-развлечения. К примеру, введите за правило сначала справиться с заданием из «умного» приложения, а только потом переходить к увеселительным мероприятиям. Делу – время, а потехе — час. Это старинное правило вполне подойдёт при работе в современных высокотехнологичных условиях.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.

Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.

Консультация для педагогов «Конструктивно-строительные игры дошкольников»Консультация для педагогов «Конструктивно-строительные игры дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.

Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников»Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОО «Клиповое мышление дошкольников»
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 11:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД