Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОО на тему «Проблема детства в современном мире»

Ирина Скобелева
Консультация для педагогов ДОО на тему «Проблема детства в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Публикация «Консультация для педагогов ДОО на тему „Проблема детства в современном мире“» размещена в разделах

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе.

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л. С. Выготский П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др. Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности. С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н. Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых.

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей. С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых. Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых. Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия. Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка. Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства. Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Проект «Безопасность в современном мире». ФотоотчетПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОО на тему «Проблема детства в современном мире»
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 22:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОО на тему «Проблема детства в современном мире»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Скобелева (УИ 1513603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД