мария макарова
Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников»
Речь детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Можно отметить наиболее распространё нные недостатки:
• Короткие связные высказывания;
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Непоследовательность высказываний, даже при передаче содержания знакомого текста
• Состоят из логически не связанных отдельных фрагментов;
• Очень низкий уровень информативности высказываний.
Хотя большинство дошкольников делятся своими впечатлениями между собой, но неохотно берутся за составление рассказа по заданной теме. Это происходит на от того, что по данному вопросу у ребёнка недостаточно знаний, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Приём наглядного моделирования может служить одним из способов планирования связного высказывания. Он даё т возможность:
• самостоятельного анализа ситуации или объекта;
• развития децентрации (умения менять точку отсчета);
• развития замыслов-идей будущего продукта.
Он может быть использован в работе над связным монологическим высказыванием всех видов:
• составление рассказов по картине или серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ;
• пересказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
Используя приём наглядного моделирования, дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. На начальном этапе работы используем в качестве символов-заместителей геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет ( пример: зелёный треугольник – ёлочка, жёлтый круг – солнце и т. д.).
На последующих этапах выбираем заместители, без учёта внешних признаков объекта, ориентируемся на качественные признаки объекта (добрый, злой и т. д.).
Элементами плана рассказа по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения объектов, явно присутствующих на картине и которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
При моделировании творческих рассказов в качестве символов-заместителей используются :
• предметные картинки;
• геометрические фигуры.
Наглядная модель выступает в роли плана высказывания, обеспечивает связность и последовательность составления рассказа ребёнком.
ПЕРЕСКАЗ
Пересказ считается самым простым из видов связного высказывания.
Он предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем составить рассказ в соответствии со схемой. Здесь в качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Развитие навыка пересказа у детей предполагает формирование следующих умений:
• усвоение принципа замещения (умение обозначать персонажи и атрибуты художественного произведения заместителями);
• формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
• передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.
Начинаем работу с наглядным моделированием с коротких, знакомых сказок типа «Репка», «Колобок» и т. д.
Элементами модели используем картинки с изображением персонажей, затем заменяем их символами - заместителями (силуэтные или геометрические изображения).
Постепенно дети переходят от простого манипулирования к составлению пространственной динамичной модели, которая служит планом пересказа.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
При составлении рассказов по сюжетной картине у дошкольников возникают значительные трудности, так как рассказ требует от ребёнка умения выделять основные действующие лица и объекты, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, а также отметить особенности композиционного фона, уметь додумать причины возникновения данной ситуации, то есть придумать начало и последствия – конец рассказа.
На практике самостоятельно составленные детьми рассказы в основном простое перечисление действующих лиц и объектов картины.
Поэтому работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из трё х этапов:
• выделение значимых фрагментов картины для развития сюжета;
• определение взаимосвязи между ними;
• объединение фрагментов в единый сюжет.
Здесь в качестве элементов модели выступают картинки-фрагменты, силуэтные изображения и схематические изображения объектов картины, которые являются элементами наглядных моделей и планом рассказов по серии картин.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели рассказов и пересказов включаются творческие элементы, ребёнку предлагается придумать начало и конец рассказа, в сюжет включить необычных героев, присвоить несвойственные им качества и т. д., а затем составить рассказ с учётом этих изменений.
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЫ
Особенно сложен для дошкольников вид связного рассказа-описания по пейзажной картине. В данном случае в качестве модели выступают объекты природы, они носят статичный характер, поэтому особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по пейзажной картине строится в несколько этапов
• выделение значимых объектов;
• рассматривание и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
• объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно взять работу с пособием «Оживи картину».
Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов ( пример: дом, дерево, забор или речка, кувшинка, куст и т. д.) и мелкие изображения разных живых предметов – «оживлялок». За счёт включения описаний живых предметов в рассказах детей достигается красочность и динамичность.
«Оживлялки» легко накладываются и убираются, а также могут включаться в разные пейзажные композиции. В одном пейзаже могут присутствовать различные живые объекты, что позволяет достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции при использовании минимального количества наглядного материала.
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине также можно использовать приём фрагментарного рассказывания. Сначала составляются рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, затем их объединяют в единое целое связное высказывание.
Картина для описания делится на четыре части и закрывается разноцветными прямоугольниками. Постепенно открывая каждую из частей ребёнок рассказывает о конкретном фрагменте, объединяя их в один сюжет. Составление описания каждого фрагмента проходит аналогично описанию целой картины. Вариативность рассказов достигается за счёт выбора детьми цвета прямоугольника, который открывается первым.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Большую помощь в развитии навыка составления описательных рассказов играет предварительное составление модели описания. Здесь моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют конкретные, накапливаемые в процессе исследования объекта описания представления.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта, могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания
и многие другие.
Разработал и проводил ст. воспитатель Макарова М. Ю.