Елена Заикина
Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
"Система" - слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Любой системный подход определяется пятью основными принципами : целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.
Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим целям и задачам. Иерархичность- это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация- это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.
У истоков введения в педагогику и использования методологии системного подхода такие величайшие педагоги, как К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и другие.
Основой для появления нового направления послужило противоречие между:
- требованиями, предъявляемыми к ребенку и возможностями их достижения
- объемом и задачами образовательной нагрузки и интелектуальными возможностями, умственными способностями
- статичностью и замкнутостью любой педагогической концепции и деятельностным освоением мира у всякого индивида.
Идеи, положившие начало разработки нового системного подхода в педагогике суть следующие :
• идея целостности личности;
• идея целостности процесса воспитания;
• идея понимания воспитания как самой широкой, всеобъемлющей категории; понимание воспитания как потока «преднамеренных» и «непреднамеренных» влияний;
• рассмотрение обучения в качестве составной части воспитания;
• идея активности субъекта воспитания;
• идея единства личности и ее деятельности;
• идея роли личности педагога в процессе воспитания;
• идея преемственности в процессе воспитания.
На сегодняшний день в дошкольной педагогики данные идеи звучат современно и актуально:
- во-первых, объект дошкольного воспитания не предполагает четкой дифференциации воздействия воспитательного и образовательного характера,
- во-вторых, преобладание в процессе воспитания «непреднамеренных влияний» (влияния, которые оказывают на ребенка факторы социальной среды,
- в третьих, с введением в действие ФГОС ДО, фундаментальные проблемы педагогики снова решаются через активизацию учебно-воспитательного процесса, в котором активен ребенок, активен педагог, активна социальная среда. Поэтому, наблюдается возрождение идей личностно-ориентированного подхода, проектной технологии, интеграции образовательных областей, деятельностного подхода к обучению и воспитанию, преемственности в воспитании и обучении, учет факторов развивающей среды. Все современные технологии так или иначе отвечают принципу системности.
Изучение предмета с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез- это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности, а анализ- это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.
Но следует помнить, что есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Предметом нашего внимания стала система работы по формированию ЗОЖ у дошкольников.
Какова же структура данного направления педагогической работы? В соответствии с определением системы, такая работа имеет:
1. составляющие элементы – это различные направления и формы работы (различные образовательные области и формы организации деятельности).
2. эти элементы связаны между собой – интеграция образовательных областей и взаимосвязь этапов психолого-педагогической деятельности.
3. внутренние и внешние отношения этой системы образуют целостность – личность с сформированными представлениями и навыками ЗОЖ.
Система работы по формированию представлений о ЗОЖ в МБДОУ д/с комбинированного вида № 79 «Орленок» г. Брянска в соответствии с ООП ДОУ предполагает использование рекомендаций двух авторских программ. Это комплексная программа «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальная программа «Безопасность» под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
По рекомендациям программы «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой работа по формированию представлений о ЗОЖ состоит из определенных этапов, содержание которых соответствует возрасту детей.
Дети с 2 лет дети имеют возможность познакомиться со строением своего тела, возможностями и значением каждого из органов чувств. С совершенствованием речевой деятельности дети учатся называть органы чувств и их действия. В это же время ведется работа по расширению представлений ребенка о ЗОЖ.
До 4 летнего возраста педагогическое воздействие предполагает расширяются представления по всем направлениям программы: это и представления о правилах и продуктах питания, о физической активности и режиме дня, о закаливании организма. Внимание ребенка направлено на различение состояний болезни и здоровья, формируется способность анализировать свое самочувствие. («…Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения»).
На пятом году педагогическое воздействие предусматривает формирование у ребенка четких представлений о «здоровье» и «болезни» как феноменах человеческого бытия, углубляя их, вводя понятия причины и следствия, иллюстрируя основные виды зависимостей состояния организма от предшествующих действий человека.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возможно сформировать начальные представления о системе знаний и умений для того, чтобы оставаться здоровым и не болеть.
В подготовительной к школе группе, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок выражает отношение к ЗОЖ, формулирует причинно-следственные зависимости, имеет опыт закаливания и физической активности для укрепления организма. Представления ребенка о ЗОЖ научно обоснованы, охватывают феномен взаимовлияния природы, общества и человека.
Задачи парциальной программы «Безопасность» под ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной рассчитаны на реализацию в работе с детьми старшего дошкольного возраста. И являются дополнительными: детализирующими информацию по данной теме, углубляющими знания детей, обогащающими формы работы по данной теме (рабочие тетради) помогающими педагогу связать систему работы по формированию представлений о здоровом образе жизни с требованиями современной действительности, сохранить связь теоретического компонента с жизненными задачами.
Таким образом, системный подход позволяет распределить весь объем информации по принципу доступности материала, а так же реализует принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Осуществляет системный подход работу по оптимизации сведений из различных областей знаний через интеграцию образовательных областей :
1. «Социально-коммуникативное развитие» через освоение ребенком норм поведения и ценностей общественных отношений. Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. «Познавательное развитие» через формирование познавательно-исследовательской деятельности, выделении скрытых свойств объектов. Ознакомление с предметным окружением, знакомство с профессиями. Деятельность человека в природе в зависимости от сезонных изменений.
3. «Речевое развитие» через формирование словаря, уточнение лексических значений слов, отработки навыка изложения своих мыслей и чувств для сохранения собственного здоровья или его приведения в норму. При ознакомлении с художественной литературой ребенку удается пережить воображаемые ситуации, укрепить знания о ЗОЖ через яркие образы литературных произведений.
4. «Художественно-эстетическое развитие» через формирование представлений о значении искусства для психоэмоционального благополучия человека, о влиянии музыкальных, художественных, литературных произведений на формирование внутреннего мира, полноценного восприятия действительности.
5. «Физическое развитие» формирование непосредственного навыка ЗОЖ, представлений о пользе всех составляющих ЗОЖ.
Как видим, постепенное, с возрастом, накапливание информации ребенком, распределяется в содержании работы по образовательным областям, углубляется в процессе усвоения предыдущих знаний и умений, и перманентно интегрируется в ОО «Социально-коммуникативное развитие» для успешной подготовки ребенка к жизни в обществе.
Системный подход позволяет реализовать принцип комплексно-тематического планирования и в полной мере задачи приоритетных направлений (в том числе физкультурно-оздоровительной работы). На слайде 4
Системный подход проявляется также в ежедневной организации различных видов детской деятельности и реализует принципы развивающего вариативного образования :
Игровой
Двигательной
Самообслуживания и трудовой
Познавательно-исследовательской
Восприятия художественной литературы
Изобразительной
Коммуникативной
Системный подход помогает реализации единых целей при организации разнообразных форм работы педагогов с детьми и родителями:
• различных форм образовательной деятельности,
• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
• индивидуальной работы с детьми;
• самостоятельной деятельности детей;
• взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы
Важнейшую роль системный подход играет в создании условий организации предметно-развивающей среды для развития детей в ДОУ. С помощью системного подхода выстраивается иерархия связей всех составляющих предметно-развивающей среды:
Программы
Методы обучения и воспитания
Дидактические материалы
ТСО
Принципы организации предметно-развивающей среды
Таким образом, одним из основных условий развития и становления воспитательно-образовательной системы как целостного организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, освоенной среды).является системный подход.
Лишь его принципы способны сохранять современную систему образования в состоянии баланса, обеспечивать ее внутреннюю и внешнюю жизнеспособность.