Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Фольклор Смоленского края для дошкольников»

Марина Крюкова
Консультация для педагогов «Фольклор Смоленского края для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

для педагогов

«Фольклор Смоленского края для дошкольников»

Подготовил:

Музыкальный

руководитель

Крюкова М. И.

Одной из важнейших и благороднейших задач нашего времени является сохранение древней народной культуры, отечественных духовных ценностей. К ним принадлежит и старинная песня- верный спутник жизни народной на всех этапах её истории. У каждого народа есть такие песни.

Публикация «Консультация для педагогов „Фольклор Смоленского края для дошкольников“» размещена в разделах

Богата ими и наша Смоленщина. Об этом свидетельствуют уже ставшие традиционными фольклорные праздники, фестивали, концерты, проводимые в районах, городах и областном центре.

Всю жизнь русский народ с песней работал, с песней отдыхал, в песне изливал глубокое горе и выражал великую радость.

С изменением социальных условий многие формы и жанры фольклора, потеряв корни в жизни, утратили своё значение.

В наше время девушка, выходя замуж, не будет на свадьбе причитать; никто не станет звать весну, поскольку все знают, что она сама обязательно придёт.

Ушли в прошлое посиделки, их заменили современные клубные формы работы.

Народную песню называют зеркалом человеческой души. Наша Смоленская земля богата песнями разных жанров. Это и лирические, и свадебные, календарные, и песни, связанные с движением. Есть в большом количестве

частушки, исполняющиеся в основном с инструментальным сопровождением (под гармонь, балалайку). Часто их исполняли на общерусские напевы «Барыня», «Подгорна» и даже на варианты «Камаринской».

(Загадать загадку).

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка? (Рябинка).

(Исполнение частушек).

Я рябинушку ломала, со рябины пала кисть,

Правой рученькой махнула-приходи рябину исть.

Пойду в сад поотломаю красную рябинушку.

Скоро уж гулять не буду, придёт злая зимушка.

Пусть воробушки летают, пусть рябинушку клюют,

Отнимать у них не будем, зиму пусть переживут.

Я рябинушку ломала, только ветку сорвала,

Очень жалко мне рябины-ничего не набрала.

Не от солнышка рябина кисти принавесила,

Не от радости девчонка голову повесила.

Я пойду да поклонюся той рябинушке большой,

Ты спаси меня, рябинушка, от хворушки большой.

(Частушки исполнялись на празднике «Петра-Павла-рябинника»).

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

Один из излюбленных жанров на Смоленщине - лирические песни. В них человек отразил все свои сокровенные мысли, чувства, переживания.

Тематика лирических песен просто необъятна: здесь и песни о горе молодёшеньки, рано выданной замуж, и печаль разлуки, и радость встреч, и горькая исповедь сердца, утратившего счастье.

Их помнят и поют. Чаще всего встречаются любовные, семейно – бытовые лирические песни, реже – песни типа «Горы» (о смерти на чужбине) и молодецкие.

Прослушивание песни «Эй, вы не пойте, дробны пташки». Очень любимая на Смоленщине семейно – бытовая песня – горькая повесть о безрадостной встрече с отцом молодёшеньки, выданной замуж в дальнее село. Редко батюшка в гости к ней ездит, да и то «одну ночушку ночует». Жизнь этой женщины так тяжела, что отец спешит уехать, чтобы не видеть горьких слёз дочерних, не слышать её рыданий. Тихо и печально звучит эта песня.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ.

Календарный цикл – слой очень древних песен, широко бытовавших в пору язычества. Эти песни были одним из средств общения человека с природой.

Силой их слова и звука человек пытался умилостивить природу, чтобы она помогла людям получить хороший урожай. Мысль об урожае, о хлебе – тема труда в целом – главная в этом цикле.

Каждая из календарных песен была приурочена к своему времени года, а в нём – связана с каким – либо земледельческим действом, праздником, обычаем, или традицией, т. е. знала в исполнении точную дату календаря.

Отсюда и вытекает научное современное название этих древнейших песен – календарные. В народе же их по прежнему называют по временам года

(летние, весенние, осенние) и по праздникам (масленичные, купальские,егорьевские).

Календарные песни часто звучат с высокими возгласами в конце строф или при окончании песни. Это гукание – воплощение светлого радостного начала.

Зимние поздравительные песни – это колядки. Цель этих песен – поздравить с праздником и обязательно пожелать хорошего урожая. Колядки звучали у каждого дома, обязательно ночью. Колядовала обычно молодё жь: старому человеку не под силу бродить бродить всю ночь от дома к дому, звонко петь и носить мешки с угощением. Ведь за колядки хозяюшки богато сдаривали

Поющих: тебе добра пожелали, отплати и ты добром!

Поём рождественскую колядку.

Коляда! Коляда!

Накануне Рождества.

Блин, да лепёшка

На красном окошке.

Тятенька добренький,

Подай кусочек сдобненький!

Не режь, не ломай!

Поскорее подавай.

Двоим, троим,

Мы давно все тут стоим

Под окошечком

Да все с лукошечком. ( исполняется на двух звуках: фа – до).

Веснянки – их назначение в жизни – позвать весну. Их рождение обусловлено заботой об урожае. Древний человек, не умевший объяснить сути явлений природы, верил в то, что весна на зиму ушла за три моря дальних, и если ей не позвать, может и не придти: когда же тогда хлеб сеять? И, как только начинал таять снег, молодушки, девушки, дети (у кого голоса позвонче) пели веснянки, звали в них весну, заканчивая их звонкими гуканиями. Петь старались с высокого места, чтобы дальше был слышен голос.

Купальские песни. Они звучали в ночь с 23 на 24 июня – самую короткую ночь в году. В эту ночь жгли высокие костры, вокруг них – игры, пляски, хороводы. На Купалу принято было неожиданно перегораживать дорогу

(имелось ввиду – всему недоброму в жизни, прятать, что плохо положено, причём, прятать в жито. Купальские песни никогда не пели тихо.

На Смоленщине принято было обходить в купальскую ночь дворы. Все обходы – со звонкими песнями, в которых поздравляли с праздником, желали всего доброго и, конечно же, хорошего урожая. С обходом дворов

Связана песня «А Иван – да – Марья». Этой песней славили хозяйку, которая щедро одаривала поющих.

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ.

Свадебные песни отлично помнятся и широко бытуют на Смоленщине :

здесь и сегодня свадьбу чаще всего играют под свод традиционных звонких

старинных песен. На Смоленской свадьбе звучит много величаний, особенно – шуточных, которые называют у нас дразнилками. Дразнилки вызывают смех. Считалось, чем больше смеха на свадьбе, тем счастливее будут молодые.

«Мы думали, сваты ехали» - в ней высмеивают сватов, которые, якобы, пешком шли на свадьбу, что явно не к их чести. Уважающие себя сваты обязательно должны приезжать, даже если дом, где идёт свадьба, совсем рядом. Песня звучит довольно скоро, с хлопками и подтанцовкой. Сочетание «его» поётся как «яво».

Прослушивание дразнилок.

ХОРОВОДНЫЕ, ИГРОВЫЕ и ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ.

В отличие от песен других жанров звучат всегда с движением. Проводя большую часть времени в труде, человек высоко ценил каждую минуту отдыха. А если они складывались в часы, а в зимний период – в дни, то ему

тем более хотелось провести свой досуг как можно разнообразнее и интереснее. Это и продлило большой ряд хороводных, игровых, плясовых и шуточных песен, в исполнении которых участвовало много народа.

Чтобы разучить хоровод с детьми, нужно внимательно ознакомиться с текстом, побеседовать, выяснить непонятные слова и продумать последовательность движений, чтобы каждый ребёнок осмыслил содержание и ту работу, которую он должен выполнить. Очень хорошо, если дети сами продумывают последовательность движений и как лучше их выполнять. Зимой песня с движением звучала в избах, которые молодёжь откупала под беседы и посиделки. Поэтому хореография была довольно скромна. Весенние и летние хороводы в отношении хореографии намного богаче и разнообразнее. В хороводах используется круг, движение по кругу, змейка и «воротца». Мы должны помнить сами и научить детей, что хоровод – это воплощение несбыточного народного оптимизм

«А мы просо сеяли» это своеобразная игра – хоровод Смоленской области, состоящая из вопросов и ответов. Все поющие делятся на две шеренги и становятся лицом друг к другу («стенка на стенку»).

Первая шеренга, взявшись за руки, поёт начальный куплет и подходит ко второй шеренге. На слова «Зелено наше…», отходит назад. Вторая шеренга, отвечая первой, поёт следующий куплет. Таким образом, обе «стенки» по очереди подходят друг к другу. На слова «А нам нужен молодец» или «Нам нужна девица из одной шеренги в другую переводят несколько девочек и мальчиков.

Исполняем игру – хоровод:

1. А мы просо сеяли, сеяли,

Зелено наше, доброе, сеяли.

2. А мы просо вытопчем, вытопчем,

Зелено наше, доброе, вытопчем.

3. А чем жа вы стопчитя, стопчитя,

Зелено наше доброе стопчитя?

4. А мы коней выпустим, выпустим,

Зелено наше, доброе, выпустим, выпустим.

5. А мы коней выловим, выловим,

Зелено наше, доброе, выловим, выловим

6. А мы коней выкупим, выкупим.

Зелено наше, доброе, выкупим.

7. А чем жа вы скупитя, скупитя?

Зелено наше, доброе, скупитя?

8. А мы дадим сто рублей, сто рублей.

Зелено наше, доброе, сто рублей.

9. Нам не надо тысяча, тысяча.

Зелено наше, доброе, тысяча.

10. А чего ж вам надобно, надобно?

Зелено наше, доброе, надобно?

11. А нам нужен молодец, молодец.

Зелено наше, доброе, молодец.

12. А нам нужна девица, девица.

Зелено наше, доброе, девица.

Типичные черты Смоленских песен – словообрывы в конце фраз, недопевание слогов, договаривание их на неопределё нной высоте:

1. А вилась, вилась верба

Сы кореня ды маку (шки).

2. Са кореню ды макушки,

Ды до самой вярьху (шки).

Излюбленный приём, отличающий смоленские песни, - стремление к максимальному усложнению ритмического рисунка, к частому использованию мелизмов - средств выразительности, которые помогают раскрыть характер песни.

Для Смоленщины характерны черты западнорусского диалекта, на формирование которого повлияло близкое соседство с Белоруссией, Польшей и странами Балтии. Говор местных жителей отличается открытым аканьем и яканьем: «дяревня», «няделя», «яго», «г» - фрикативное (глухое», в некоторых словах встречается замена звука»ё» на «е» перед шипящими согласными: «нясешь», «вязешь»

Наша Смоленщина – одна из тех редких русских областей, где традиции календарных обрядов, праздников и песен сохранились не только в памяти народной, но и в быту.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Фольклор Смоленского края для дошкольников»
Опубликовано: 24 марта 2024 в 11:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Фольклор Смоленского края для дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Крюкова (УИ 3392553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД