Наталья Герасимова
Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики рук через организацию шитья с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук?
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Развитие мелкой моторики рук через организацию шитья с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
«Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, а также «мелкая моторика – это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения».
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка».
Существует много упражнений на развитие мелкой моторики руки : пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация. Для развития мелкой моторики рук я решила использовать шитье детьми.
Как же развивается мелкая моторика рук у детей при шитье? Вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. Завязывая узелок, дети тренируют пальцы на руках, а, упражняясь в выполнении рабочих швов: вперёд иголку, назад иголка движения становятся более точными, что впоследствии поможет детям в красивом, аккуратном письме. Кроме того, обучаясь рабочим швам, дети проговаривают, рассказывают, показывая, как делать тот или иной шов, соединить детали игрушки. В результате кропотливой работы, ребёнок получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Сшитая своими руками игрушка помогает ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей: внимание, память, мышление, воображение. Дети внимательно слушают педагога для того, чтобы узнать, как шить игрушку, как кроить, как выполнять тот ли иной шов, как пришивать пуговицы, глаза, рот, нос игрушке. Когда ребёнок шьет, у него тренируется память. Он вспоминает объяснение и показ педагога, действует в соответствии с ними. У ребенка развивается также и мышление : он думает, размышляет, как лучше пришить голову, мелкие детали, какую ткань использовать, как сделать выкройку для этой игрушки, делает выводы, умозаключения. Делая выкройку, ребёнок учится владеть разнообразными принадлежностями: ножницами, карандашом, линейкой. Знакомясь с тканями, ребёнок ощупывает каждую ткань, определяет свойства ткани, у него развиваются мышечные ощущения. Умелые руки и глаз способствует развитию у детей художественного вкуса. Умения делать красивые работы, получать удовлетворение от прекрасно и аккуратно сшитой игрушки – все это поможет ребенку в школе. Старательность, терпение, аккуратность, сила воли, умение доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие трудности, желание достичь высоких результатов -эти качества, сформированные при шитье детьми игрушки помогут детям в будущем добиться огромных успехов в учебе.
Мне нравится шитье по картону. Детям удобнее шить по картону, потому что он не мнется как ткань, окрашен в яркие цвета как основа вышивки, на нем удобнее делать разметку стежков и по окончании работы он выглядит более презентабельно, нежели ткань. Начинать заниматься ручным трудом в виде шитья следует со старшего дошкольного возраста в силу физиологических возможностей дошкольников.
Считаю, что, начиная заниматься шитьем, необходимо первое занятие посвятить знакомству с иголкой.
Для этого перед началом работы по шитью, проводится ознакомительное занятие с иголкой. В процессе ознакомления показала ушко, продемонстрировала, как в отверстие заходит нитка, какое положение тела удобнее принять (спина прямая, иголка впереди). Указала на то, что иголка острая, попробовали пальчиком. Пусть ребенок привыкнет к настоящему виду и знает, чего опасаться. Показала разные виды иголок. Начинать лучше с самой толстой, так ребенку удобнее будет держать ее пальцами.
Здесь актуально будет вспомнить пару загадок об иголке:
Нитку в иголку не следует вдевать слишком длинную, чтобы было удобно работать. Можно познакомить с наперстком, если считаете необходимым использовать эту деталь при шитье.
Для вышивания по картону вам потребуется: картон (белый и цветной, нитки для вышивания или вязания, карандаш для эскиза, большая игла.
Алгоритм работы:
1. Готовим основу для шитья. На картоне карандашом чертим простой рисунок.
2. Толстой иглой или шилом по контуру рисунка делаем отверстия, чтобы туда легко проходила рабочая игла.
3. Продеваем нить в иглу, завязываем узелок. При этом объясняем, для чего.
4. Показываем детям, как вводить, иголку с ниткой с одной стороны, как перехватывать пальцами за показавшийся острый «носик».
5. Вытягиваем иголку, подтягиваем нитку.
6. Показываем, что теперь иголку нужно вставить в следующее отверстие на той стороне, где находится нить.
Первое время детям придется напоминать, что иголка заходит с разных сторон.
В свободной самостоятельной деятельности можно предложить детям пришивать пуговицы с 2, 4 отверстиями. На картоне такую пришитую пуговицу можно превратить в солнышко или цветочек.
Кроме того, занятия шитьем по картону можно использовать и для закрепления знаний о геометрических фигурах, изобразив их с помощью вышивки. На первых занятиях совместно с детьми можно придумать подобные правила:
• Не бойся иголки, но уважай;
• Иголку, где попало, не бросай;
• Правило «хвостик – носик» соблюдай;
• Вышивку чистыми руками бери;
• Поработал – за собой прибери.
Практика шитья по картону показала, что в детях развивается такое качество, как самостоятельность, а вместе с этим умение ориентироваться на плоскости, догадливость и смекалка, умение и желание помочь сверстникам при затруднениях, интерес и желание заниматься разными видами труда.