Светлана Виноградова
Консультация для педагогов «Игровые приемы в работе с неговорящими детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время и логопеды, и воспитатели все чаще сталкиваются с безречевыми или неговорящими детьми. Их становится все больше и больше и степень тяжести речевых нарушений возрастает.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, становятся белее развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, третьи, хорошо понимают речь окружающих, но молчат и таких детей в наших детских садах в группах раннего и младшего дошкольного возраста становится все больше.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровые приемы в работе с неговорящими детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Неговорящие дети
- Темочки
Очень важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют к себе различных дополнительных воздействий. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей.
И, конечно же, в таких случаях и ситуациях на помощь нам приходит – игра.
Игра является основным и ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Давайте остановимся на конкретных игровых упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой выбор развивающих игровых упражнений, и методик.
Дыхательные игровые упражнения, которые направлены на тренировку речевого выдоха:
• Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
• Пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
• Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
• Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
• Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга и многое другое.
• Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
• Надуваем воздушные шарики и многое другое.
И такие игровые пособия есть в каждом речевом уголке, во всех возрастных группах.
В этом году я взяла проект, который называется «Послушный ветерок», как раз направлен он на развитие речевого дыхания, воздушной струи.
И хочу вам показать дидактическое пособие, которое помимо развития речевого дыхания, решает много других речевых задач.
«Угадай, что спряталось». Ребенок должен сильно подуть и увидеть, что спрятано.
Что касается укрепления артикуляционного речевого аппарата. Его также нужно развивать, начиная с самого раннего возраста.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата могут быть различными. Это:
• Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем, шипим, как змея, жужжим, как пчела и т. д.
• Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно…
- Показываем зубы – «У кого есть зубки!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
• Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
• Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Моторное планирование – это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий. Процесс звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей а выполняются по инструкции педагога.
Например:
• Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
• Использование двух рук сразу.
• Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
• Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит. д.).
• Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
(спинер) – артикуляц. гимнастика с картинками, по названию, предметные картинки для автоматизации поставленного звука звука.
(«накорми гусеничку») пособие и на развитие дыхания и на развитие межполушарных связей, где можно использовать ложки и работать двумя руками одновременно.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры также способствуют развитию речевой активности.
Не зря педагоги любят говорить : «Речь находится на кончиках пальцев!»