Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Использование устного народного творчества в работе с детьми с нарушением речи»

Надежда Баева
Консультация для педагогов «Использование устного народного творчества в работе с детьми с нарушением речи»

Цель : Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи

Задачи:

1. Познакомить молодых педагогов с использованием русского народного фольклора для развития у детей связной речи, пополнения словарного запаса, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование устного народного творчества в работе с детьми с нарушением речи“» размещена в разделах

2. Определить влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.

3. Формировать интерес к фольклору.

Известно, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к коррекции их развития.

В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка.

Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно - бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Гармоничному развитию личности ребенка с нарушением речи способствует активное применение фольклора. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с нарушением речи. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование воображения и речи.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.

Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-ниндзя, былинных героев - роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим.

У дошкольников с нарушением речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь.

Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития

• Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

• Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Все малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.

Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки об разны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Устное народное творчество нужно нам для развития речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, норма отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи, должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.

Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

В своей работе народный фольклор рекомендуется использовать воспитателям и специалистам в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Речевое развитие детей протекает как в организованной деятельности, в режимных процессах, так и в условиях специально-организованной образовательной деятельности. Так как наиболее активной формой обучающего воздействия на детей дошкольного возраста является игра, то устное народное творчество как нельзя лучше реализует все поставленные задачи.

Важное значение, в работе имеет взаимодействие с родителями. Работа с родителями по развитию речи детей с задержкой речевого развития с помощью устного народного творчества включает в себя следующие мероприятия:

- заочные и очные консультации.

- участие родителей в конкурсе на лучшее оформление «Книжки-малышки» с потешками, шутками, прибаутками.

- тематические родительские собрания.

- анкетирование родителей «Помогает ли вам устное народное творчество общаться с детьми?».

- выставка для родителей детского устного народного творчества «Шутки- прибаутки для малышек - говоришек».

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

Проводя работу, с детьми по устранению задержки речи, с использованием устного народного творчества, применяя методику коррекции развития речи, используя творческий подход, реализуя личный подход к детям, используя комплекс приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, можно добиться положительных результатов. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе.

Публикации по теме:

Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.

Педсовет. Брейн-ринг «Развитие речи — как важный аспект подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» Подготовка к педсовету: - консультация логопеда "Речевое развитие детей" - Проведение тематического контроля по теме "Развитие речи" по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование устного народного творчества в работе с детьми с нарушением речи»
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 10:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД