Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Я сам»

Татьяна Плешкова
Консультация для педагогов «Я сам»

Современная теория личности рассматривает самостоятельность как стержневое, интегральное личностное качество. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как значимого личностного качества в период дошкольного детства связано с освоением ребенком разнообразных видов детской деятельности. Особую роль при этом в развитии самостоятельности играет детская трудовая деятельность.

Публикация «Консультация для педагогов „Я сам“» размещена в разделах

В работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева была высказана мысль, что труд - основной фактор развития личности не только взрослого, но и дошкольника. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое «Я сам!» как проявление самостоятельности, определенной автономности от взрослого.

Психологи подчеркивают, что повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Отсутствие таких связей оказывается ущербным для детской личности. В трудовой деятельности дошкольника возникает иной характер социальных связей со взрослыми и сверстниками, основанный на отношениях взаимной ответственности, что важно для освоения в дальнейшем новой социальной позиции школьника, восхождения к общечеловеческой ценности труда.

Как помочь ребенку-дошкольнику войти в реальные трудовые связи с близкими в современном мире, где трудовая деятельность столь сложна, а взрослые могут и должны его содержать материально?

Как воспитать ребенка трудолюбивым охотно включающимся в посильную трудовую деятельность, а не потребителем ценностей, созданных чужим трудом?

Прежде всего, надо понимать, что труд ребенка-дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей ребенок дошкольного возраста не может, как взрослый создать материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Значение детского труда - в его воспитательном воздействии на личность ребенка.

Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старший дошкольники способны вымыть чайную посуду, накрыть на стол, выстирать носки, сделать несложную поделку из бумаги, ухаживать за комнатными растениями и некоторыми домашними животными. Довольно много может сделать дошкольник в детском саду и дома. Если он умелый и качественно выполняет работу, результаты его труда полезны для окружающих.

Труд становится привлекательным для ребенка, когда содержание трудовой деятельности соответствует потребностям его возрастного развития, внутренним предпосылкам детской активности, когда он для ребенка посилен по физическим нагрузкам. Труд тем привлекательнее, чем полнее в нем происходит самореализация, самовыражение и самоутверждение «Я» ребенка, применение имеющихся сил, знаний, умений и способностей.

Удовлетворяя свойственное дошкольнику стремление к самостоятельности, определенной независимости, ребенок добровольно берет на себя элементарные обязанности по самообслуживанию, освобождая от них взрослых, проявляя заботу о сверстниках и малышах. Тем самым личность дошкольника начинает проявляться, используя термин известного отечественного психолога А. Б. Петровского, через «вклады в других людей», то есть те изменения в их жизни, которые ребенок производит своими действиями, поступками. В итоге обеспечивается освоение социально-ценностного способа взаимодействия с окружающими, проявление детской индивидуальности, в многоплановой деятельности и общение ребенка со взрослыми и детьми.

Освоение позиции субъекта детского требует специальной

педагогической технологии, существенно отличающейся от

традиционной методики формирования трудовых навыков. Суть ее в

формировании операционально-технических способов

осуществления микро и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.

Педагогическая технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи выстраивается как поэтапная. Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания: формирование системным знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.

Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи - приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых.

Второй шаг - освоение позиции субъекта детского труда -связан с обучением целостным трудовым процессам. Подчеркнем, трудовое обучение по данной методике направлено на освоение трудовых процессов в целом.

Третий шаг в процессе приобщения к труду как ценности связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство взрослыми детской деятельностью направлено здесь на приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве» «Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка».

Консультация для педагогов: «Кукла — marotte»Консультация для педагогов: «Кукла — marotte» Кукла - недоразумение? Встречалась ли вам когда-нибудь такая странная куколка? Просто голова на палочке и с бубенчиками. Или без. Или куколка.

Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ»Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ» Мультимедийные технологии нашли широкое применение в дошкольном образовании, т. к. они имеют преимущества перед традиционным занятием. Мультимедиа.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «Технический мнемоквадрат»Консультация для педагогов «Технический мнемоквадрат» Как часто мы сталкиваемся с тем, что не можем запомнить нам нужную информацию? Почти всегда? Это можно изменить. Ответ на этот вопрос дали.

Консультация для педагогов «Виртуальные экскурсии» Интерактивные технологии все больше используются в дошкольных образовательных организациях. Использование виртуальных экскурсий является.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Я сам»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 12:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД