Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Как развивать воображение у ребенка»

Буланчик Наталья
Консультация для педагогов «Как развивать воображение у ребенка»

Актуальность проблемы

На сегодняшний день сложилась тенденция недооценивать такой психический процесс, как воображение. Родителей в основном волнуют два вопроса – здоровье детей и их подготовка к школе. Решая последний, они начинают обучать малыша чуть ли не с пеленок, превращая окружающую среду в маленькую школу.

Таким образом, жизнь ребенка подчиняется одной задаче – как можно лучше подготовиться к школе. Увы, такой подход себя не оправдывает, и с каждым годом растет количество детей – да, умненьких, начитанных, умеющих пользоваться компьютером и, наверное, знающих, что такое губные, переднеязычные и заднеязычные согласные – но совершенно не готовых психологически к роли учащегося. В чем же дело?

Публикация «Консультация для педагогов „Как развивать воображение у ребенка“» размещена в разделах

Психическое развитие детей идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущею деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получил развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности.

Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игра, а возрастное психологическое новообразование – воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не до фантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе.

Готовность к школе – далеко не сумма каких-то знаний, умений и навыков, это определенная цепь психического развития, которая характеризуется в числе прочего последовательным появлением «умных» эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею.

Значение воображения

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.

Воображение выполняет ряд специфических функций:

представление действительности в образах и использование их для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;

регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности процесса реализации.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

Способы развития воображения

Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:

1. Воссоздающее – образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.

2. Творческое – ребенок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума (это самый продуктивный вид воображения, развитием которого и следует заниматься)

3. Неуправляемое – ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире и буквально с пеной у рта отстаивает его реальность. Этот вид воображения часто свойствен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях.

Существует много способов развития творческого воображения. Все они вполне доступны родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьезной предварительной организации. Главное – желание, стремление использовать каждую минуту общения с малышом с пользой, внимание к его потребности проявить себя.

Итак, для того, чтобы стимулировать развитие воображения у ребенка, необходимо следующее:

1. Обогащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Для этого необходимо:

- разнообразить тактильные ощущения;

- пробовать новые вкусы и ароматы;

- путешествовать;

- ходить на концерты, спектакли, в музеи;

- совершать прогулки на природе – в лес, к берегу реки, озера;

- играть на подручных музыкальных инструментах – кастрюлях, ложках, разделочных досках, и пр.

2. Читать. Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию фантазии – ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.

3. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости.

4. Рисовать. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ними было, что будет.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, что обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир и способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает его индивидуальный жизненный опыт.

5. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, из простыни и стульев – палатка или крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло - ковром-самолетом, коробка из под телевизора – домом, в который даже можно провести свет, занавески на окнах – парусами, а квартира кораблем.

6. Поощрять детские игры с вымышленными персонажами. Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Изображая волшебника, рыцаря, он не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Такие игры развивают самодисциплину: ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением, лучше понимает причинно-следственные связи.

Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, он учится творчески мыслить и решать различные проблемы.

7. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пример классической задачи: «Вы попали на необитаемый остров. Как выжить?» Подобные задачи способствуют активизации умственной деятельности, воображения, формируют умение придумывать неординарные выходы из сложных ситуаций, находить способы для их решения в окружающем мире, не унывать и не падать духом.

Таким образом, ребенок с хорошо развитым воображением умеет:

- гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны;

- находить несколько решений для одной задачи;

- ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения;

- предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски;

- быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявлять смекалку.

Согласно проведенным исследованиям у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы. Тестирование таких детей в старшем дошкольном возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?»Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Конспект консультации для родителей «Как развивать воображение ребенка» Конспект консультации для родителей на тему: «Как развивать воображение ребенка» Воображение – это способность создавать новые образы на.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка младшего дошкольного возраста» До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка. Игры и упражнения» Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка» Родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания ребёнка, даже если его речь развивается без видимых проблем и соответствует.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка трёх, четырёх лет» Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка 2–3 лет» Развитие речи у детей 2-3 лет Рано или поздно малыш начинает развивать навыки речи и высказывание своих мыслей. Однако не все детки начинают.

Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка через сказку» Как развивать речь ребенка через сказку Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие малыша в целом и речи в частности.

Консультация для родителей «Как развивать творческое воображение и фантазию ребенка» Цель: активизация родительского внимания к вопросам развития творческих способностей, повышение педагогической компетенции. Уеет ли ваш.

Консультация для родителей «Развивать самостоятельность ребенка. Как?» Определенные качества и способности у ребенка появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как развивать воображение у ребенка»
Опубликовано: 12 марта 2019 в 09:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД