Елена Николаевна
Консультация для педагогов «Комплексная образовательная работа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является наиболее важным этапом в развитии физического, умственного и психического здоровья ребенка. В этот период идет активное развитие органов и становление всех систем организма. Поэтому нарушение какой-либо функции организма пагубным образом влияет на его развитие в целом. В последнее время здоровье детей дошкольного возраста вызывает большую озабоченность у взрослых.
Публикация «Консультация для педагогов „Комплексная образовательная работа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Нам, педагогам дошкольных образовательных организаций выпала ответственная миссия - «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасной жизнедеятельности.» (Программа «От рождения до школы».)
Мы уверены, что содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение и улучшение здоровья ребенка, развитие главных качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей.
Наиболее эффективно образовательные и коррекционные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса.
Интеграцию мы должны понимать как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды образовательной деятельности.
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения.
В частности, интегрированное построение логопедических занятий, во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Цель таких интегрированных занятий — реализация принципа здоровьесберегающих технологий.
Однако чрезмерно увлекаться расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса не следует. Это приводит к перегруженности ребенка. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.
Благодаря реализации проекта по созданию системы комплексных занятий возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Кроме этого целенаправленное использование комплексного подхода создает условия для достижения положительных результатов за более короткое время.
Так, использование интегрированных игр на логопедических занятиях позволило тратить меньше времени на введение исправленного звука в речь. У ребенка происходит перераспределение внимания: ему необходимо контролировать произнесение звука в словах и одновременно выполнять физические упражнения.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием комплексного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
Сущностью этого подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Важным принципом остается принцип системности, последовательности, дозированности материала. Материал, который интегрируется в основное занятие, должен быть знаком детям, предварительно отработан и закреплен. Цель основного занятия может быть обучающая.
Интегрируя физические упражнения в различные виды деятельности необходимо помнить о важном: сочетание некоторых упражнений, как то: приседание, наклоны, бег, прыжки, с проговариванием речевого материала может являться чрезмерной нагрузкой для ребенка, особенно имеющего нарушения ОДА. Т. к. при этом (выполнении вышеперечисленных упражнений) нарушается естественный дыхательный акт.
При физической нагрузке вдох увеличивается, а выдох укорачивается, соответственно проговаривание текста сбивает естественный ритм дыхания.
Также необходимо помнить о соблюдении оптимального объема умственной и физической нагрузки с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей детей; о предупреждении психоэмоционального напряжения и переутомления детей.
Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность наших советов. Однако собственные разработки интегрированных занятий и полученные результаты дают нам право считать уместным использование интегрированные занятий на каждом этапе обучения: как в процессе обучения детей новым навыкам, так и на этапе закрепления полученных знаний.