Людмила Жегалина
Консультация для педагогов «Использование детского фольклора в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему : «Использование детского фольклора в дошкольном образовательном учреждении»
Музыкальный руководитель МАОУ детский сад №79 «Гусельки» Жегалина Л. И.
Мы педагоги знаем, что детский фольклор- это обширная, оригинальная область народного творчества. В основе детского музыкального фольклора лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование. Мир музыкальных звуков окружает ребёнка с момента его рождения и сопровождает на протяжении всего периода взросления. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и укрепляют физическое здоровье.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование детского фольклора в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В настоящее время всё более растёт интерес к народной традиционной культуре. Детские учебные заведения обращаются к богатствам песенного фольклора и пытаются на его основе эстетически воспитывать молодое поколение. В нашем детском саду дети изучают фольклор своего народа, народную хореографию, учатся играть на музыкальных и шумовых инструментах. Состав населения Тольятти разнообразен -русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, чуваши, мордва, удмурты и другие. В нашем саду можно встретить детей разных национальностей. Мы давно используем в своей работе детский музыкальный фольклор и видим, как сами дети активно развиваются, проявляют интерес к игровому музыкальному фольклору, с большим желанием поют народные песни, танцуют, играют. Весь материал преподносится детям в игровой форме. Ознакомление происходит с музыкальным фольклором разнообразно. Это занятия, экскурсии, прогулки, наблюдения, празднования. При регулярных ознакомлениях с музыкальным материалом у детей развивается голос, устанавливается координация между слухом и голосом, снимаются такие комплексы, как стеснительность, зажатость, боязливое исполнение на утренниках перед родителями.
На музыкальных занятиях мы знакомим детей с народным творчеством, музыкальным фольклором, народными играми, а затем дети выступают вместе с родителями на народных праздниках. В течение года проходят такие праздники, как «Наша Родина-Россия», «Встреча матушки Осенины», «Синичкин день», «Игры и забавы зимой», «Волшебные сказки», «Русская матрёшка», «Встреча весны», «Масленица», «Ярмарка» и другие. Дети знакомятся с закличками, поговорками, игровыми напевами, колыбельными песнями, шуточными скороговорками, песенками-миниатюрами, дразнилками. Детское музыкальное творчество будит творческую фантазию.
Дети обращаются к различным явлениям природы - это заклички.
Например: «Морозушка,мороз, не тяни домой за нос,
не стучи, не балуй, иди окна разрисуй»
Обращение детей к птицам, животным, растениям – это приговорки.
Например: «Тох, тох, торорох, уродись-ка, ты, горох».
«Пчёлки малые крылышки алые,
с поля летите, медок несите»
«Уж ты, котенька, коток, котя серенький лобок,
Ты приди к нам ночевать, нашу деточку качать»
Чтобы рассмешить, развеселить своих сверстников используются прибаутки, дразнилки. Например: «Ванька- пырка, растопырок,
на рубашке восемь дырок».
«Бежала лесочком лиса с кузовочком,
А что в кузовочке? Лесные грибочки
для сына и дочки»
«Тень, тень, потетень, села кошка под плетень.
Налетели воробьи, хлопни им в ладошки :
Улетайте воробьи! Берегитесь кошки!»
Особое воспитательное значение имеют народные игры. Ребёнок общается со своими сверстниками, с ними он чувствует себя равным. От них он может чему-то научиться или показать им своё умение, ловкость. Все дети пробуют свои силы, учатся общаться между собой, признавать свои недостатки и достоинства товарищей. Это русские народные игры «Ловишка», «Веночек», «Золотые ворота», «Плетень», «Горелки», «Игра с платочком», «Жмурки», «Жаворонок», «Бубенцы», «Игра с солнцем» и другие.
Особое трепетное чувство дети испытывают при слушании и пении народных песен. Это «Две тетери», «Заинька», «Как пошли наши подружки» «Коровушка», «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла», «Ходила младёшенька», «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок», «Блины», «Ивушка», «Ах, вы сени» и другие. На этих песнях дети учатся любить свою землю, своё отечество, свой народ. Это колыбельные, хороводные, плясовые песни, которые в нашем современном мире, стремительном темпе жизни можно редко услышать. Наши ребята очень любят играть на народных инструментах: ложках, бубнах, трещотках. Много самодельных инструментов сделали родители.
Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Поэтому нам, педагогам, необходимо каждый день искать такие формы приобщения к фольклору, которые могли бы сделать народную культуру духовной необходимостью для современного человека. Необходима целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности использования детского музыкального народного фольклора в своей повседневной работе. Необходимо сохранить потребность в разучивании новых народных песен и танцев, потешек, скороговорок, припевок, закличек. Кто знает, может быть в будущем наши дети станут руководителями фольклорных ансамблей. Желаю успехов в работе всем педагогам, которые стремятся воспитать разностороннюю личность ребёнка.