Консультация для педагогов «Методика проведения физкультурных занятий воспитателем в ДОУ»

Оксана Жильцова
Консультация для педагогов «Методика проведения физкультурных занятий воспитателем в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 «Карусель».

Консультация для педагогов

на тему:

«Методика

проведения физкультурных занятий

воспитателем в ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель средней группы

Жильцова О. Н.

г. о. Серпухов 2020г.

Физическое развитие детей – одно из самых приоритетных направлений работы ДОУ. В связи с этим необходима тщательная подготовка и проведение физкультурных занятий, как системной основы физического воспитания детей. Так как в нашем саду нет инструктора по физической культуре, то в процессе проведения физкультурных занятий важная роль отводится воспитателю группы. Поэтому воспитатель должен быть одет в спортивную форму и удобную обувь. В идеале – спортивный костюм. На физкультурных занятиях воспитатель создает и контролирует условия, которые способствуют эффективному физическому развитию детей. При подготовке к занятиям воспитатель должен определять и отмечать состояние и группу здоровья детей. Кроме того, на занятиях могут присутствовать дети разного возраста, если группа разновозрастная, им тоже нужна разная нагрузка. Этот момент тоже должен учитывать воспитатель и, возможно, отмечать младших детей вместе с ослабленными и разграничить физическую нагрузку.

Так как воспитатель является активным участником образовательного процесса на физкультурном занятии, то ему необходимо знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении, т. е. знать методику проведения физкультурных занятий.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту.Перестраивает детей по росту: от самого низкого ребёнка до самого высокого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал,построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

Подбор одежды для физкультуры в детском саду часто становится проблемным вопросом как для родителей, так и для воспитателя. Однако этот вопрос достаточно важный. Одежда должна быть такой, чтобы в любой ситуации, при организации любой деятельности ребенок чувствовал себя легко, уютно, комфортно. Необходимо помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет. В связи с этим, основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него. (начиная со средней группы).

Одежда детей должна быть хорошего качества, чистая, сухая, из натуральных материалов, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Таким образом, для занятийв помещении необходимо приобрести: футболку, шорты, чешки,носки:

1. Футболка. Футболка должна быть изготовлена из натуральных, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого (белого) цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2. Шорты. Шорты должны быть темного, желательно черного цвета, неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т. д.

3. Обувь. Обувь для занятий в помещении – КРОССОВКИ, КЕДЫ, ЧЕШКИ. Они не скользят при выполнении упражнений. В «правильной» обуви формируется правильный бег, ходьба. Категорически запрещено приходить на занятия физкультурой в шлепанцах, туфлях с каблуком, простых носках!

4. Носки. Носки лучше не слишком теплые, из натуральных тканей, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

Занятия физической культуры требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

• развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);

• предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);

• формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);

• приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);

воспитание заинтересованности спортом.

В ФГОС прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среды по всем образовательным областям «Физическая культура» не исключение.Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить воспитателям при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию». Согласно с требованиями ФГОС при создании предметно –развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Полифункциональность среды, предметно-пространственная среда, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна.

2. Трансформируемость среды, – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

3. Вариативность. Предметно -развивающаяся среда обеспечивается многообразием материалов, художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.

Также при построении предметно - пространственной среды необходимо соблюдать принципы:

• Открытости;

• Гибкого зонирования;

• Стабильности -динамичности;

• Гендерный подход.

Цель развивающей среды:

• Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

• Активизация двигательной деятельности.

Методика проведения физкультурных занятий

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Структура и содержание физкультурного занятия.

Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.

При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц, а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения,

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок.

В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.

Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается общеразвивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки, которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью общеразвивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.

В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества.Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества.

Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др., игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

После основной части следует заключительная. Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет». «Найди, где спрятано» и др.).

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

Первая-вторая младшая группа.

Занятия во второй младшей группе детского сада проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет до 20 минут. Помещение (зал, групповая комната) проветривается, предварительно проводится влажная уборка. Поверхность пола должна быть сухой после влажной уборки во избежание травм.

Вводная часть (2—3 минуты) включает упражнения, которые мобилизуют внимание детей, подготавливают к выполнению предстоящей двигательной нагрузки, являясь небольшой разминкой. Это упражнения в ходьбе, беге, построениях, с различными заданиями, иногда с музыкальным сопровождением.

Упражнения в ходьбе и беге, как правило, проводятся в чередовании. Сначала предлагается ходьба — примерно половину и треть «круга», а затем — бег полный «круг», и задания повторяются. Понятие «круг» условное, кроме специальной ходьбы и бега действительно по кругу. Можно по углам зала поставить ориентиры (небольшие предметы — кубики, кегли (кроме флажков на палочке, чтобы детям легче было ориентироваться.

Построения и перестроения развивают у детей ориентировку в пространстве, помогают осмысливать свои действия.

Через несколько занятий воспитатель предлагает построение в шеренгу, колонну небольшими группами по кругу, используя ориентиры (кубики, мячи, шнуры и т. д.)

Основная часть (12—15 минут) включает гимнастические упражнения общеразвивающего характера с различными предметами и без них; основные виды движений (упражнения в равновесии, прыжках, лазании и метании, подвижную игру.

Для выполнения общеразвивающих упражнений построения могут быть различными и выполняться по ориентирам (кубики, мячи, кегли, особенно в начале обучения.

Особое внимание воспитатель уделяет правильному исходному положению ног, так как это определяет общую нагрузку на организм и отдельные группы мышц.

При проведении общеразвивающих упражнений в положении стоя, как правило, используют две позиции — стойка ноги на ширине ступни и на ширине плеч. Наклоны и повороты воспитатель выполняет с детьми 1—2 раза. Далее малыши продолжают выполнять упражнение самостоятельно по указанию педагога. В основном упражнения воспитатель показывает сам и некоторые из них может показать наиболее подготовленный ребенок. После показа и объяснения дети самостоятельно выполняют прыжки, а ритм задает воспитатель — это могут быть удары в бубен, хлопки в ладоши или музыкальное сопровождение.

В течение одной недели каждого месяца желательно проводить общеразвивающие упражнения без предметов. На остальных занятиях используется различное оборудование. Это делает упражнения более интересными и позволяет варьировать одни и те же задания.

Составляя перспективный план занятий, воспитатель намечает упражнения для обучения, повторения и закрепления. На выполнение обучающих упражнений отводится больше времени, на повторение знакомого материала не требуется детального объяснения, а предполагается лишь некоторые уточнения или частичный показ.

Во второй младшей группе обычно планируется два вида основных движений на одном занятии. Увеличение набора основных движений может снизить качество усвоения упражнений.

Подвижная игра — кульминационный момент занятия в плане физической и эмоциональной нагрузки на организм ребенка.

Заключительная часть (2-3 минут). После подвижной игры детей надо привести в относительно спокойное состояние и только после этого можно перейти к другим видам деятельности. Как правило, в заключительную часть занятия входят простые упражнения, игры малой подвижности, хороводы.

Средняя группа

В средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20—25 мин. Помещение, в котором занимаются дети, необходимо подготовить в соответствии с гигиеническими требованиями (сделать влажную уборку, проветрить, заранее подобрать необходимый инвентарь. Каждое третье занятие в течение недели проводится на свежем воздухе, на площадке.

На физкультурных занятиях в зале дети занимаются в физкультурной форме (футболка, шорты, носки, чешки). Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Зимой желательно надевать детям куртки, рейтузы, вязаные шапочки. Одежда на занятиях в условиях прогулки должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям.

Физкультурные занятия в средней группе проводят по общепринятой структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели — всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.

Вводная часть (3—4 минуты) подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в ходьбе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.

При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега для детей 4—5 лет на занятиях различна. В начале года бег осуществляется 2—3 раза по 20—25 сек. в чередовании с ходьбой, к середине года продолжительность бега может быть увеличена до 30—35 сек.

Основная часть (12—15 минуты) направлена на решение главных задач занятия — обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.

В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.

Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) и без предметов проводятсяв определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5—6 упражнений по 5—6 повторов от 5 до 6 раз.

При проведенииобщеразвивающих упражнений используются различные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложенных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.

Педагог проверяет правильность исходного положения в каждом упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц.

Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, плеч, сидя ноги врозь, в стойке на коленях, лежа на спине и животе и т. д. Следует обращать внимание на

последовательный переход от одного исходного положения к другому.

В этой части занятияпроисходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как правило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.

Заключительная часть (3—4 минуты) должна обеспечивать ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особенно после подвижной игры.

Старшая и подготовительная группа

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.

Группа Вводная

Часть Основная

часть Закл-ая

часть Общая

прод-сть

Средняя 3-4м. 14.5-

17.5м. 2.5-3м. 20-25м.

Старшая 4-5м. 19-23 3.5-4м. 25-30м.

Подготов

ительная 4-5м. 22.5-26м. 4-5м. 30-35м.

Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится а вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятияосуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются также прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой в перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между повторениями короткие.

В заключительной части проводится медленный бег.

Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» • т. п., то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника Масленица» (часть первая) Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника Масленица» Часть первая Сейчас стало доброй традицией отмечать.

Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника-Масленица». Часть вторая Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материаломМетодика занятий с детьми 2–3 лет с разрезными картинками и строительным материалом Разрезные картинки могут быть предметные и сюжетные. Предметными картинками дети могут пользоваться самостоятельно, а сюжетные, более.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Методика проведения физкультурных занятий воспитателем в ДОУ»
Опубликовано: 16 марта 2020 в 13:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки