Ирина Бочарникова
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
»Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»
«Если я слышу, то скоро забываю;
если я вижу, то помню долго;
если я чувствую – понимаю…».
Японская мудрость
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения.
Диалог – (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск её решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребё нок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.
Проблемно-диалогическая технология является:
• Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
• Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому педагогу.
Главное условие применения данной технологии: систематическое проведение специальных диалогов (упражнений, направленных на усвоение программного материала. От того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.
Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.
Проблемно-диалогическая технология :
Всегда направлена на результат;
• Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности;
• Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
• Способствует развитию познавательной активности;
• Предупреждает появление формализма, бездумности;
• Более прочное усвоение знаний;
• Делает деятельность детей более привлекательной
Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:
• Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
• Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
• Владение педагогом технологией организации предметного диалога
• Основные психологические условия для успешного применения проблемно-диалогического общения :
• Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
• Быть доступными для воспитанников;
• Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
• Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт
Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизатиция учебного материала, активность ребёнка и обеспечение связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Способы создания проблемных ситуаций :
• Сообщение информации;
• Сопоставление фактов;
• Анализ фактов и явлений;
• Постановка вопросов;
• Предъявление заданий.
Методика создания проблемных ситуаций :
• Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
• Сталкивает противоречия практической деятельности;
• Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
• Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
• Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
• Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
• Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
• Ставит проблемные задачи (например, : с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приёмы побуждают их к размышлению. Особенно такие приёмы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание т волевые усилия.
Компетентности дошкольников, формирующиеся при применении проблемного диалога :
• Организационные – умение решать проблемы.
• Коммуникативные – вести диалог.
• Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы.
• Оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации