Юлия Кирдяпкина
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношения людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая игра - это ведущая в дошкольном возрасте деятельность. С помощью сюжетно – ролевых игр у детей вырабатываются различные навыки и умения, действия и виды деятельности, происходит становление отдельных психических процессов и развитие личности в целом.
Публикация «Консультация для педагогов „Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего мира, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.
Первые сюжетные игры малышей происходят как игры безролевые. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл.
Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры. Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого. (воспитателя, родителя).
Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий прежде всего должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, это облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом.
Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы например: совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п. Воспитатель предлагает двоим воспитанникам: «Давайте вместе построим башню. Я первый кубик положила. Оля, теперь ты клади кубик сверху. А теперь — Дарина. Теперь — опять Оля. Получилась высокая башня».
По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель может переходить к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом (варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол).
Постепенно в разных играх педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-заместителями (использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий. Например, в одной игре палочка — это ложка, в другой — карандаш, в третьей — расческа.
Важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми младшего дошкольного возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкой.
Потом уже в самом начале игры малыш берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике.
Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора» : «Я доктор. И я буду лечить детей.
Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.
Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т. д. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются.
Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:
1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
2. Развитие и обогащение сюжетов игры.
3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.
Время от времени воспитатель должен устраивать игры-развлечения со всеми детьми, организуя сюжетно-ролевую игру по собственному замыслу (празднование дня рождения куклы Кати, веселое путешествие по городу и т. д.).