Рудак Наталья Владимировна
Консультация «Роль планирования в деятельности педагога-организатора»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.
Публикация «Консультация „Роль планирования в деятельности педагога-организатора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам:
- научную обоснованность,
- целесообразность,
- социальную направленность,
- актуальность,
- реальность выполнения,
- гласность, а также не забывать, что план воспитательной работы и его осуществление являются результатом сотворчества руководителя (воспитателя) и детского коллектива (класса, кружка, клуба, школы).
В связи с этим педагогу-организатору необходимо планировать и осуществлять воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.
Процесс планирования, как и любая деятельность, предполагает определенную последовательность:
- Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы о приеме его на работу. Они определяются на основании нормативно-правового документа.
- Изучение основополагающих, нормативных правовых документов по вопросам образования, молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Министерства образования, нормативных документов районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений. Изучение данных документов поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).
- Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.
- Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно - деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.
-Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, городских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.
Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:
-перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с учетом сроков, а также указать цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;
- перспективные планы учебы избранного актива детских организаций; кружков, клубов, классов;
- планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул.
Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Результаты выражаются:
• в наличии личностно ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;
• в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;
• в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;
• в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;
• в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;
• в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.
Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем лучше будут результаты воспитательной работы.
Данные советы, рекомендации, как и любые методические материалы, предполагают творческий подход к их использованию, учет местных условий, особенностей и возможностей учреждений образования.