Светлана Юнусова
Консультация для педагогов «Оснащение уголков ОБЖ в группах детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.
2. Разработка предупредительных, мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Публикация «Консультация для педагогов „Оснащение уголков ОБЖ в группах детского сада“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Безопасность, ОБЖ. Уголки и центры безопасности
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению. Наша задача донести до ребенка очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание и с восторгом поглощал всю информацию. Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?».
Как сделать, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетена с познавательным процессом.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у дошкольников реализуется через содержание образовательной области «Безопасность».
В процессе освоения данной области дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.
Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. Первое, что сюда относится, это уголок безопасности.
Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать в соответствии с возрастными требованиями и требованиями общеобразовательной программы ДОУ.
Уголок безопасности может содержать:
1. Макеты игровые и демонстрационные.
Во всех группах должны быть игровые макеты «Улица города». Если в 1 младшей группе – это простой перекресток без каких либо обозначений, во 2 младшей группе в макете может выделяться проезжая часть и тротуар, в среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с «зеброй», знаком пешеходный переход, макет дополняется дорожной разметкой. В старшем возрасте дети знакомятся с различными дорожными знаками, которые также должны прилагаться к макету. Все части макета особенно в старшем возрасте должны быть съемными для того, чтобы дети сами могли моделировать дорожные ситуации. К макету должны прилагаться дорожные знаки, строительный конструктор, машины (чем старше дети, тем мельче машины, машины спец. назначения, фигурки человечков.
Также в уголке ОБЖ могут быть макеты, моделирующие какую-то опасную ситуацию (например, пожар в доме).
Также макеты могут быть демонстрационными: макет пожарного щитка, макет демонстрирующий опасные предметы в доме, макет светофора и др.
2. Иллюстративный материал (картинки предметные и сюжетные, иллюстрации, альбомы, плакаты)
Иллюстрации: опасных ситуаций дома и на улице, «Предметы быта», «Электроприборы», «Транспорт», «Ядовитые растения», «Ядовитые грибы», «Виды спорта», «Профессии», «Природные явления» и др.
Плакаты: «Пожарная безопасность», «Как себя вести при пожаре», «Правила дорожного движения», «Один дома», «Как устроен человек» и др.
Альбомы: «Правила поведения с животными», «Горит – не горит», «Опасные вещи дома», «Я здоровье берегу», «Полезные и вредные продукты», «Полезные растения» и др.
3. Картотеки загадок, стихов, пословиц, поговорок, игр, сказок и др.
4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
В младших группах дети играют в такие игры как дом, магазин, больница, семья, шоферы; в среднем возрасте добавляется игра в спасателей, автобус, в старшем возрасте дети знакомятся с работой инспектора ГИБДД (регулировщика, в подготовительной группе - дети играют в аптеку, фитобар.
5. Дидактические игры (настольно-печатные игры и лэпбуки).
Настольные игры в разном возрасте также имеют особенность. Малыши играют в лото, собери картинку из 4 частей; в средней группе можно предлагать игры валеологической направленности такие, как «Полезно - вредно», в старшем дошкольном возрасте появляются игры с правилами (ходилки, игры усложняются, так как дети знакомятся с работой регулировщика, можно предложить игру «О чем говорит жезл?»
6. Детско-взрослые проекты
Примерные темы проектов:
- Мой друг светофор (для малышей)
- Уроки Мойдодыра (для малышей)
- Безопасность в моем дворе (средний дошкольный возраст)
- Безопасный маршрут от дома до детского сада (старший дошкольный возраст)
- Спорт в моей семье (старший дошкольный возраст)
- Мой безопасный мир
- Осторожен будь всегда!
7. Литература для детей (книги и энциклопедии)
8. Алгоритмы (алгоритм одевания в разные сезоны, алгоритм мытья рук, делаем зарядку правильно и др.)
9. Информация для родителей
В приемной группы необходимо разместить стенд «Уголок безопасности» для размещения информации для родителей.
Информацию для родителей можно предлагать в виде памяток, буклетов, папок – передвижек. Информация должна быть красочная, привлекательная, текс должен быть читаемый (четкий, не мелкий, информация должная быть емкая, с использованием иллюстраций.