Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Особенности работы с гиперактивными детьми»

Скотникова Юлия Владимировна
Консультация для педагогов «Особенности работы с гиперактивными детьми»

Консультация для педагогов

Особенности работы с гиперактивными детьми

Скотникова Ю. В.

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужнее особый подход.

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности работы с гиперактивными детьми“» размещена в разделах

Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может долго усидеть за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает неостанавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь долго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или в кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую надо лечить.

Критерии синдрома дефицита внимания

Всё чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами) : невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Понятие невнимательность складывается из нескольких признаков:

1) Ребёнок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает много ошибок при выполнении любых заданий;

2) Не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создаётся впечатление, что он игнорирует слова и замечания окружающих;

3) Не умеет доводить выполняемую работу до конца, что часто воспринимается как протест. Он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкций;

4) Нередко сталкиваются с большими трудностями в процессе организации собственной деятельности;

5) Старается избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения;

6) Часто отвлекаются на посторонние стимулы;

7) Постоянно всё забывают.

Для того, чтобы поставить ребёнку диагноз «невнимательность», ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, в течение полугода и выражены постоянно, что не позволяет дошкольнику адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие гиперактивнось характеризуется :

- суетливостью, ни когда не сидят спокойно;

- болтливостью;

- частыми беспричинными движениями кистей рук и стопами;

- елозят на стуле;

- постоянно оборачиваются;

- не могут долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т. д.

Двигательная активность такого ребёнка не имеет определённой цели. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать. сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение.

Признаки импульсивности:

- часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца, порой просто выкрикивая ответы;

- с трудом дожидается своей очереди: вмешиваются в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.

Признаки синдрома дефицита внимания

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. С первых дней жизни у такого ребёнка повышен мышечный тонус. Он изо всех сил старается освободится от пелёнок и плохо успокаивается если его пытаются туго запеленать. Могут наблюдаться частые неоднократ-

ные, немотивированные рвоты, что является признаком расстройст-

ва нервной системы. В данном случае важно не спутать их с пилоро-

стенозом – проблемой желудка, не способного принять много пищи. Поэтому необходимо проконсультироваться с врачом.

Гиперактивные дети на протяжение первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. В два – четыре года у них появляется диспраксия (неспособность к правильному выполнению целенаправленных движений, так называемая неуклюжесть.

Дети постоянно что-нибудь переворачивают, опрокидывают, очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребёнка как бы «не вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проёмы.

Всё более проявляется неспособность сосредоточится на каком-нибудь предмете или явлении. Ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм. Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля.

Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усугубляется неадекватным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребёнок становится лидером в коллективе.

Многие дети жалуются на частые головные боли, сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез, причём не только ночью, но и днём. Часто у них появляются подёргивания и тики (Тик – быстрые непроизвольные стереотипные сокращения определённых мышц. Напоминает нормальное координированное движение, которое варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.).

Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребёнка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться примерно к пяти годам, и сохраняются приблизительно до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относятся к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.

Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребёнком

С появлением гиперактивного ребёнка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если он начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивнос-

тью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Всё это даст результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители.

Порядок общения родителей с ребёнком

Для родителей очень важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребёнком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а поэтому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю», для них пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний родителям вообще следует отказаться.

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснять, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они были.

Также очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это даёт выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми.

Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует оградить ребёнка от возможных конфликтов между взрослыми. Родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения.

Если есть возможность, лучше выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения, т. е. отвести для него собствен-ную «территорию». В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребёнка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо составить распорядок дня и соблюдать время приёма пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр. Можно определить для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко. Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Любой вид деятельности, требующий от ребёнка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и др., должен быть вознаграждё н: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова поощрения и похвалы.

Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в выходные он должен получить дополнительное вознаграждение (поездку за город, экскурсию в зоопарк и др.). При неудовлетворительном поведении родители могут словесно высказать своё неодобрение.

Гиперактивный ребёнок не переносит большого скопления людей. Многолюдные места чрезвычайно возбуждают неокрепшую нервную систему дошкольника.

Длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Весьма нелегко, но очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг.

Физическое воспитание детей с синдромом дефицита внимания

Как известно, занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, нередко избавляя его от заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируют обмен веществ, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.

Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать физическую реабилитацию. Как ни странно, таким детям дополнительная физическая нагрузка не только не противопоказана, но и полезна. Систематические занятия способствуют тому, что ребёнок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, физические упражнения оказывают общеукрепляющее воздействие на весь организм.

Рекомендации для проведения занятий с гиперактивными детьми

1) Они должны проводится под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Это не означает, что делать гимнастику нужно только в специальных залах, строго по часам.

2) Необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол,показательные выступления.

3) Прежде чем приступить к занятиям, ребёнок доложен пройти медицинский осмотр, чтобы выяснить, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для отдельных органов и систем.

4) Лечебная физкультура имеет конкретную направленность, поэтому следует сочетать её с плаванием или занятиями индивидуальными видами спорта (если ребёнку они интересны).

Таким образом, знание основных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью позволит взрослым, окружающим ребёнка дома и в дошкольном учреждении, грамотно выстроить систему взаимоотношений с ним и организовать такой распорядок жизни дошкольника, который создаст все условия для коррекции отклонений в его развитии

Правила поведения педагога с гиперактивным ребёнком

- «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, т. к. от шума возбуждение усиливается;

- применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

- рекомендуется сажать на первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

- давать возможность в середине занятий подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и др.);

- хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Правила поведения родителей с гиперактивным ребёнком

- поддерживать дома чёткий распорядок дня;

- выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);

- автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

- отвлекать ребё нка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным образом (пошутить, повторить его действия);

- сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

- оставить в комнате одного (если это безопасно);

- не запрещать действие ребёнка в категоричной форме;

- не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит);

- не приказывать, а просить (но не заискивать);

- не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.

Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивает-

ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось. Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Броуновское движение»

Цель: развить умение распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Ласковые лапки»

Цели: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Описание игры: необходимо 6-7 мелких предметов различной фактуры: мех, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить по локоть. Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами. Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Передай мяч»

Цели: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстро передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его за спиной. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре несколько мячей.

Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Запрещённое движение»

Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры называют числа по порядку, кроме одной, например, цифры «5». Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Коршун»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Описание игры: воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети – «цыплята» - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Потом «курочка» с «цыплятами» гуляют. Как только воспитатель говорит «коршун», все дети бегут в курятник. После этого педагог выбирает другую «курочку» из числа детей. Игра продолжается. В заключении воспитатель предлагает всем выйти из «курятника» и погулять. Можно предложить детям поискать «цыплёнка», который потерялся. Воспитанники ищут спрятанную игрушку. Затем рассматривают её, жалеют и относят на место.

Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Ласковые лапки»

Цели: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Описание игры: необходимо 6-7 мелких предметов различной фактуры: мех, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить по локоть. Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами. Игры для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

«Передай мяч»

Цели: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстро передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его за спиной. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре несколько мячей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности работы с гиперактивными детьми»
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 14:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД