Татьяна савченко
Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
Публикация «Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх» размещена в разделах
Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательных взаимоотношений предполагает, прежде всего, определенную степень развития психических способностей к произвольности поведения, способность к самооценке, а также процесс перехода социальных, внешних по отношению к ребенку нравственных требований со стороны педагога или родителей в его внутренние этические аспекты личности. Раздел "Социально-эмоциональное (или нравственное) воспитание” включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Какие задачи ставят при этом авторы? Формировать у детей положительное отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, просоциальные действия, взаимопомощь и пр. Важность проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств”. Основной метод воспитания : подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. Однако, прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.
Л. С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте начинают формироваться внутренние этические составляющие личность ребенка, образуются элементарные представления о нравственности.
К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность взаимопомощи при методически верном руководстве со стороны педагога в единстве требований с родителями. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей из-за стихийного воздействия социальной среды по типу взаимоотношений : «Я лучший. Однако благодаря педагогическому взаимодействию с детьми в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ответные реакции и ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его внутреннего мира - настроения, потребности, мотивы поведения.
К шести годам, как результат педагогической работы с детьми, у многих воспитанников возникает искреннее желание помочь сверстнику или уступить, отрицательные чувства - злорадство, зависть, конкурентность -проявляются гораздо реже и не так остро. Поэтому в шесть лет многие дети уже научились и способны сопереживать ровеснику в его успехах и неудачах. Сверстник воспринимается ребенком не только как средство сравнения своих способностей с возможностями других, но, и прежде всего, как партнер по совместным играм, мнение которого возникает необходимость учитывать.
Неоценимая роль в социальном становлении и воспитании ребенка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности, которая является эффективным средством воспитания морально - волевых качеств ребенка, в особенности, если это подвижная и спортивная игра. В игре реализуется потребность детей и возможность преобразовывать, но, прежде всего, познавать окружающий их социальный и предметный мир.
В процессе подвижных игр у детей совершенствуется общая двигательная моторика, развиваются личностные качества характера - инициативность, самостоятельность, уверенность в собственных силах, настойчивость и целеустремленность. Дети учатся согласовывать свои действия и придерживаться определенных правил, получая за это бонусы. Поэтому игра влияет на формирование у детей произвольности поведения. Подвижная игра благоприятно воздействует на физическое развитие ребенка, позволяет педагогу добиваться таких целей, как сохранение и укрепление здоровья подрастающих детей, обеспечивает правильный двигательный режим, создает условия для реализации потребности дошкольников в двигательной активности.
Кроме физического развития, подвижная игра оказывает влияние и на умственные способности ребенка. Следует отметить, что она способствует мыслить наиболее эргономично, учит мгновенно принимать решение в ответ на действия партнера по игре, развивает привычку волевого сосредоточения на интересующий ребенка цели, позволяет проявляться таким эмоциям, ка успех и радость достижения.
Игра будет оказывать воспитательное значение при следующих психолого-педагогических условиях: правильно - методическое руководство со стороны педагога, отбор подвижных игр с учетом возрастных и гендерных (полоролевых) особенностей, при четком планировании и организации.
Подвижная игра с творческим подходом интересна для ребенка. Она помогает не только физически развивать ребенка, но и воспитывать у него доброжелательное отношение к партнерам.
Однако на современном этапе, развития дошкольной педагогики недостаточно исследований, которые бы подвергали анализу опыт использования подвижных игр с целью воспитания доброжелательного отношения дошкольников к сверстникам. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств”. Основной метод воспитания : подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. Однако, прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Чтобы определить особенности воспитания доброжелательных отношений посредством подвижных игр, нужно провести опытно – экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, с целью выявления особенностей воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей. Критерием эффективности будет являться наличие позитивной динамики в развитии доброжелательных отношений, которые основаны на общечеловеческих принципах морали и характеризуются потребностью ребенка воспринимать других детей не как соперников, а как равноправных партнеров. Учить детей добиваться результатов в подвижных играх в честной соревновательной борьбе. Исходя из всего выше, сказанного, можно предложить подвижные игры, адресованные детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Игры: «Болото», «Чужое место», «Третий лишний», «Светофор», «Бабушка Маланья»
Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам снижение замкнутости, снятие напряженности; главный метод – непосредственное взаимодействия.
Игры чрезвычайно просты и не требуют специальных условий. Проводить их может как воспитатель, так и психолог, работающий в детском саду, как в спортивном зале, так и на улице. Общее правило – общение исключает ссоры, споры, договоры и т. д. В каждую игру введен свой язык "условных сигналов”
Какова роль педагога? Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывается, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.