МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Влияние логоритмической деятельности на развитие речи детей-логопатов»

Алена Шарабарина
Консультация для педагогов «Влияние логоритмической деятельности на развитие речи детей-логопатов»

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. Но у многих детей этот процесс нарушен. Так, у детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Но, как правило, дефекты речи сочетаются с патологией неречевых функций, таких как внимание, память; отмечается общая моторная неловкость, недостаточно развита подвижность и координированность движений. Выработка спокойной и плавной речи у детей с речевыми нарушениями часто затруднена, поэтому музыка имеет решающее значение.

Публикация «Консультация для педагогов „Влияние логоритмической деятельности на развитие речи детей-логопатов“» размещена в разделах

В коррекционной работе с детьми я применяю логопедическую ритмику. В основу ее ставится ритм, как организующий момент: музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Но музыка может не только руководить движением, а также давать ему эмоциональную окраску, в которой очень нуждаются дети с общим недоразвитием речи.

Логоритмика - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевых нарушений с помощью развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Логоритмическая деятельность решает целый комплекс задач.

Во-первых, коррекционные задачи. Логоритмика способствует развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематическкого восприятия и связной речи; формируется слуховое и зрительное внимание.

Во-вторых, образовательные задачи.

Логоритмическое воздействие направлено на формирование двигательных умений и навыков, развитие пространственных представлений, координацию движений.

В-третьих, решается ряд воспитательных задач. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Формируется способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом, совершенствуются личностные качества детей, такие как, доброжелательность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Элементы логоритмики включаются и в другие виды коррекционно-развивающей работы (утренняя гимнастика, игровая деятельность, музыкальные и физкультурные занятия, фронтальные и подгрупповые, индивидуальные занятия и. т. д.) что говорит о тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ, делая коррекционную работу более успешной, способствуют решению задач образовательных областей «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка».

Совместно с музыкальным руководителем, в старшей логопедической группе, организован кружок «Веселая логоритмика». Программа предполагает организацию кружковой деятельности один раз в неделю во второй половине дня.

Содержание логоритмической деятельности изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Формы организации разнообразны: путешествия, спектакли, сказочные сюжеты, игры, цирковые представления и т. п.

На протяжении всей деятельности используется лично-ориентированный подход к каждому ребенку. Задействованы все каналы восприятия.

Логоритмика может быть обобщающим мероприятием музыкальной деятельности, физической культуры, ознакомления с окружающим, развития речи и коррекционной работы.

Имеющиеся знания ребенка, его личный опыт, интересы и способности, эмоциональные переживания помогают восприятию темы и расширению кругозора. Данная деятельность проходит оживленно. Дети более раскованы и свободны в творческом самовыражении.

Логоритмические упражнения дети выполняют в кругу, повернувшись к центру круга лицом.

Такое положение не позволяет детям отвлекаться на посторонние предметы, у детей есть возможность видеть друг друга и при необходимости восполнить недостаток памяти зрительным вниманием.

Логоритмические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение.

Для развития артикуляторной моторики используются артикуляционная гимнастика, специальные движения мимических мышц лица, губ, языка. Например, упражнение «Птенчики». Детям предлагается широко открыть рот и создать определенное сопротивление кулачками. Прилетела мама-птичка и накормила каждого птенчика. Сначала упражнение выполняется под счет, а затем под музыкальное сопровождение.

Мы применяем упражнения для развития эмоциональной сферы. Детям мимикой предлагается показать удивленного человека. На следующей фотографии Алина изображает восторг, радость. Дети передают мимикой настроение под соответствующую музыку.

Также включаем упражнения, способствующие развитию умения соотносить движения артикуляционных органов с движениями рук с музыкальным сопровождением и без него, например, «Улыбочка» - «Трубочка».

Для развития певческих данных и дыхания мы применяем вокально-артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук. Например, дети разводят руки в стороны и пропевают звук а; соединяют их перед собой в форме обруча – звук о.

Для развития чувства ритма применяется различная пальчиковая гимнастика.

На логоритмических занятиях мы используем музыку различной тональности, громкости, темпа и ритма, тем самым, создавая основу для развития фонематических процессов. С этой целью предлагаем детям игру «Ритмическое эхо». Педагог играет ритмоформулы, а дети стараются их повторить на различных музыкальных инструментах. Это задание может выполнять как один ребенок, так и ансамбль. Музыкальные инструменты дети выбирают по желанию.

Применяем упражнения на подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы. На данной фотографии дети изображают белочек.

Часто используем упражнение «Живые буквы». При выполнении задания дети располагаются на полу. Положение детей во время выполнения задания «Живые буквы» определяется логопедом, ребенком или группой детей.

Каждое занятие включает процедуры, способствующие саморегуляции: дыхательную и мимическую гимнастику, которая играет большую роль в формировании выразительной речи. Предлагается подуть на листочки.

Музыкальное сопровождение логоритмики является мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность. Выполняя упражнения в сопровождении соответствующих мелодий, дети редко отвлекаются.

По результатам исследования прослеживается положительная динамика в формировании у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи речевых процессов. К середине учебного года они стали более уверенными в себе, раскрепощенными, активными, организованными. Я заметила, что дети занимаются логоритмической деятельностью с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Весёлое развитие речи — роль взрослых Речь человека – не врожденная способность, она формируется постепенно. Взрослые должны стимулировать ребенка к пробуждению у него активной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Влияние логоритмической деятельности на развитие речи детей-логопатов»
Опубликовано: 17 января 2014 в 09:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД