Ирина Сироткина
Консультация для педагогов «Развитие фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста
Фонематическое восприятие - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают : окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Этапы в работе по формированию фонематического восприятия
Развитие фонематического восприятия осуществляется на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
1-й этап – узнавание неречевых. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы.
2-й этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (это игры типа «Скажи как я», «Чем отличаются слова: рифмовки, изменение звукокомплекса по высоте и силе» и т. д.). На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
3-й этап – различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму и т. д. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Детям также предлагаются задания, где они должны научиться различать слова, отличающиеся одним звуком (Выбираются слова, в которых различны звуки далекие по акустико-артикуляторным свойствам. Например, свистящие – сонорные или аффрикаты – сонорные).
4-й этап – дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно и разнозвучащие правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание. Детям можно предложить выполнить такие задания: воспроизвести слоговые сочетания с одинаковым гласным и разными согласными, слоговые сочетания, различающиеся по звонкости–глухости (па–ба, пу–бу–пу); воспроизвести слоговые пары с наращиванием согласных звуков (ма–кма, то–кто, слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и различными гласными (тпа–тпо–тпу–тпы).
5-й этап – дифференциация звуков. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать необходимо с дифференциации гласных звуков. На этом этапе дети учатся выделять из состава нужный звук дидактические упражнения–учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.
6-й этап – развитие навыков фонематического анализа и синтеза, задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков, где дети учатся определять место гласного звука в руду других звуков. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. Реализация деятельности по вышеуказанным этапам проходит при комплексном взаимодействии с узкими специалистами.
Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия должна проводиться поэтапно: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти у дошкольника.
Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия
Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, включает в себя следующие направления:
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания, узнавание неречевых звуков
Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового влияния и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих
Д/И «Узнай по звуку»
Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т. д.)
Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
2. Игры на развитие речевого слуха
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.
Д/И «Три медведя».
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Д/И «Угадай, кто это»
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще раз.
3. Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука
Д/И «Как правильно сказать?»
Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
Описание игры. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звук в слове и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
«Будь внимателен»
Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда : если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный.
Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.
4. Игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов
Д/И «Незнайка запутался»
Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.
Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.
Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
- мак, бак, так, банан; - сом, ком, индюк, дом;
- лимон, вагон, кот, бутон; - мак, бак, веник, рак;
- совок, гном, венок, каток; - пятка, ватка, лимон, кадка;
- ветка, диван, клетка, сетка; - каток, моток, дом, поток и т. д.
Д/И «Доскажи словечко»
Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
«Ш»
Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему (штанишки).
В праздники, на улице, в руках у детворы
Горят, переливаются воздушные (шары).
Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,а зовут его (Петрушка)
«Р»
Все ребята со двора малышам кричат: («Ура!»)
В этой речке утром рано утонули два (барана).
В реке большая драка: поссорились два (рака).
Д/И «Хорошо послушай»
Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложны
5. Игры, направленные на дифференциацию слогов
Д/И «Повтори правильно»
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.
Д/И «Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
6. Игры, направленные на дифференциацию звуков
Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и».
Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Д/И «Найди место для своей картинки»
Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит : «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.
Д/И «Найди свою картинку»
Цель. Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.
Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук [л], а другая - на [р]. Подойдя к своей группе,
ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т. д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить:
7. Игры, направленные на формирование фонематического анализа и синтеза
Д/И «Поймай звук»
Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т. д.
Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец)
Д/И «Веселый поезд»
Цель. Учить определять место расположения звука в слове.
Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.
8. Игры, направленные на определение характеристики звуков
Д/И «Разноцветные мячи»
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления
Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.
Д/И «Покажи кружок нужного цвета»
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков.
Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.
Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу.
Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный.
Д/И «Назови братца»
Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч взрослому. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то взрослый сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
Таким образом, дидактические игры по развитию фонематического восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.