Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

Людмила Госниц
Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» -Сухомлинский В. А.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому возникает необходимость охранять природу от уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям, как к части природы. Знакомство ребенка с миром природы родного края начинается задолго до того, как он начнет ходить и говорить. Дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Именно поэтому воспитание сопереживания и сострадания должно происходить через формирование системы доступных дошкольникам экологических знаний, которое включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свое экологическое место, и все они могут существовать одновременно.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко проявляется при восприятии художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее. Природоведческая книга расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях.

Дети получают знания о новых явлениях и приметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать (например, о половодье, ручье, реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т. д.). Книги о природе, раскрывая детям явления неживой природы, помогают устанавливать связи и отношения, существующие в природе. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.

Целью чтения художественных произведений является - углубить знания детей, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям?

Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

Система работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы включает в себя :

- непосредственно-образовательную деятельность,

- образовательную деятельность в ходе режимных моментов,

- самостоятельную деятельность детей,

- взаимодействие с семьями детей.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба». Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Например, в средней группе внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях, помогаю сформировать правильные представления об их внешнем виде.

В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о временах года.

В старших группах дети с удовольствием интересуются литературой о природе, энциклопедического характера, особенно о животных.

Использование художественной литературы в работе с детьми повлечет за собой:

- формирование начала экологической культуры детей;

- осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям

природы, развитию экологического мышления;

-у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 26 апреля 2020 в 18:13
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД