Получи документы

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Наталья Бойко
Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Театр – есть искусство отражать жизнь»

К. С. Станиславский

Ребёнок только начинает свой жизненный путь, от способов познания окружающего мира зависит формирование его личности. Задача взрослых, а особенно педагогов-дошкольников, правильно подобрать эти способы познания мира.

Театрализованная деятельность в детском саду - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, так как через него наиболее полно проявляется принцип обучения: учить играя. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, учатся думать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Разыгрывание мини-спектаклей, театрализованных игр, показ кукольных театров, способны ярко и эмоционально раскрыть любую тему по изучению окружающего мира.

Театр – является средством эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения в обществе, поскольку каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственное наполнение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной игре происходит эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями разных героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины разнообразного настроя. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка, разнообразие тематик позволяет удовлетворить все желания детей, учесть их интересы.

Через театрализованную деятельность в детском саду раскрывается творческий потенциал детей, формируется творческая сторона личности. Дошкольники учатся придумывать интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У ребенка развивается ассоциативное мышление, творческое воображение, он учиться подмечать необычное в обыденном окружении.

Данная деятельность способна эмоционально раскрепостить самого закрытого, зажатого, заторможенного ребенка. Играя роль, он действует от лица персонажа и может быть другим, не таким, каким является сам в действительности.

Театрализованная деятельность в детском саду может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, и использоваться при индивидуальной работе с ребенком.

Применяя театрализованную деятельность в своей работе педагогу следует использовать ее разные виды:

- театрализованные игры - это разыгрывание в лицах сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – есть сюжет игры. Особенностью театрализованных игр является их готовый сюжет, что определяет деятельность детей текстом произведения.

К театрализованным играм относят игры-драматизации, где ребёнок является артистом и сам создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимы.

Видами драматизации являются:

• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей;

• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Так же к театрализованным играм относят режиссерскую игру, где «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок управляет «артистами», организуя деятельность как «сценарист и режиссер». Он озвучивает героев, сам комментирует сюжет с помощью разных средства вербальной выразительности: изображает его интонацией, мимикой.

Виды режиссерских игр определяются разнообразием театров, используемых в детском саду:

• настольный,

• плоскостной и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

• катушечный;

• ложковый;

• баночный; стаканчиковый;

• теневой;

• на воздушных шарах и т. д.

Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок учится действовать, подчиняясь определённому образцу правил поведения; учится трансформировать мимолетные стремления в свои желания; получает опыт, проживая жизни своих героев, параллельно анализируя причины их поступков и учась на их ошибках. Дети отвечают на вопросы героя, выполняют его просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

Театрализованная деятельность формирует художественный вкус у детей, развивает интерес к театру как искусству; обогащает его эмоциональный мир, развивает творческие способности. С детства воспитываются навыки театральной культуры.

Театрализованная деятельность решает все программные задачи по развитию речи. Речевая деятельность является основой коммуникативной деятельности, так как соединяет процессы говорения и понимания с неречевыми средствами (жесты, мимика, пантомима).

Использование театрализованной деятельности играет важную роль в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников. Работая с литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизации в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Играя роли, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который постепенно пополняется.

Разыгрывания в лицах и разнообразные инсценировки у дошкольников способствуют развитию связной речи, так как закрепляются практические умения: полно, понятно и последовательно передавать содержание текста; композиционно, грамматически оформлять высказывания; эмоционально их окрашивать; логически связанно выстраивать предложения.

Действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям (самостоятельная театрально – игровая деятельность) способствуют интенсивному развитию диалогической речи. Исполняемая роль создает необходимость вступления в диалог с другим персонажем, стимулирует ребенка ясно, четко и понятно изъясняться. Как результат - улучшается диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается умение заканчивать фразу, и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим близким. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей следует проводить подготовительные упражнения: упражнения на дыхание, артикуляционные гимнастики, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культуру речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, чистоту произношения, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Играя в театрализованные игры, участвуя в театральных постановках, знакомясь с разными видами кукольных театров дошкольники не просто знакомятся с художественной литературой, у них развиваются умения понимать разнообразные обращения, формируются навыки вступать в речевое общение разными способами; они учатся пользоваться интонацией, жестами, мимикой и следовать правилам ведения диалога. Дети усваивают формулы речевого этикета; умение держать себя в обществе. Учатся соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника не перебивая; поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседнику; говорить спокойно, с умеренной громкостью; использовать литературную лексику; строить свое высказывание, чтобы не обидеть собеседника; озвучивать просьбу, благодарность, предложение, извинение, приглашение, давать совет.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Участвуя в театрализованной деятельности ребёнок имеет возможность проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды наедине с собой, а главное - продемонстрировать их публично, не стесняясь присутствия слушателей.

Речь является важным средством самовыражения, а театрализованная деятельность инструмент для развития речи. Выразительность речи делает ребенка интересным собеседником и желаемым участником во всех видах деятельности между детьми и взрослыми, так как он понятно и просто может донести свои мысли, поделиться эмоциями.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения: воспитывает гуманные чувства (отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам, вызывает желание участвовать в праздниках и развлечениях, помогает чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке. Входя в роль, ребенок старается подражать тому, что видит, и что его заинтересовало, от этого он получает огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная игра решает многие проблемные ситуации, когда воспитанник действует от лица какого-либо персонажа. Это помогает ребёнку преодолеть робость, связанную с трудностями произношения и общения, неуверенность в себе.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основы. С использованием основных методов и приемов речевого развития детей, следует использовать богатый материал словесного творчества народов нашей страны. Воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Тематика театрализованной деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку.

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир» (Мерзлякова С. И.)

Публикации по теме:

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 июля 2022 в 12:58
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД