Татьяна Лаврова
Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря проведению различных экспериментов.
Исследование развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с процессами, происходящими в природе, и развивает способность замечать их в собственной жизни.
Публикация «Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Изучаемый материал усваивается крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам экспериментирует.
Детское экспериментирование - это эффективный способ познания окружающего мира, где ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Одно из направлений детского экспериментирования – это опыты, которые мы проводим и на занятиях и в свободной деятельности. Благодаря опытам дети учатся собирать информацию, доказывать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения. Из опытов дети узнают о свойствах объектов и материалов живой и не живой природы
В нашей группе создан центр экспериментирования, в котором дети совместно с воспитателями проводят различные опыты. Материалы в центре располагаются так, чтобы детям было его удобно брать и работать с ним. Для детей предусмотрено место, где они используют научный материал (микроскоп, пробирки, колбы, магниты, лупы и др.). Создана коллекция природного материала: ракушки, перья, семена, камни, образцы грунта. Коллекция постоянно пополняется.
Экспериментальную деятельность с детьми мы начали с младшей группы. Из простых опытов дети узнали о свойствах воды, снега, воздуха, песка; познакомились со свойствами металла, дерева, пластмассы.
В старшей группе мы проводим более сложные опыты, в процессе которых, учим ребят наблюдать, сравнивать, анализировать; знакомим детей с техникой безопасности.
Благодаря экспериментальной деятельности дети стали более любознательными и наблюдательными, у них повысился познавательный интерес к окружающему миру, они стали лучше замечать взаимосвязь между объектами живой и не живой природы. Ребята начали больше задавать вопросов, предлагать темы для проведения опытов, так же у детей лучше закрепились приобретённые знания.
Опытным путём мы узнали, в каких продуктах содержится крахмал. Сначала детям был показан опыт с крахмалом и йодом: при добавлении йодового раствора крахмал окрашивается в тёмный цвет. После дети капали раствор йода на заранее подготовленные продукты и делали умозаключения о том, что крахмал содержится в тех продуктах, которые окрашиваются в тёмный цвет. Результаты опыта отмечали в бланках.
Сделали с детьми вулкан. Для этого нам понадобились уксус, сода, жидкое мыло, краситель. Все ингредиенты перемешали, добавили уксус и любовались извержением вулкана. Теперь дети имеют представление о вулканах.
В группе у нас проходил проект «В мире ароматов». На одном из этапов проекта мы создали с детьми духи. Налили в пробирку 10 мл. спирта, затем добавили различные эфирные масла, перемешали, закрыли и убрали на две недели в тёмное место. По истечении этого срока духи были готовы. Название эфирных масел и количество капель мы фиксировали в карте.
На занятии по изучению свойств воды, мы проводили опыт с воздушными шариками. Надули шарик и подержали его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налили простой воды и снова поднесли к свечке. Оказалось, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Весной мы с детьми сажали растения и наблюдали, в каких условиях они лучше растут. В результате эксперимента дети научились ухаживать за растениями и выяснили, в каких условиях им наиболее комфортно.
Сейчас в группе мы выращиваем сталактит. Для опыта нам понадобились: две банки одинакового размера, шерстяная нить, кальцинированная сода, горячая вода, блюдце.
Опыт.
1. В банки насыпали кальцинированную соду.
2. Почти до верха наполнили обе банки горячей водой. Поставили их примерно на расстоянии пятнадцати сантиметров друг от друга.
3. Вымочили нить в растворе, затем перекинули от одной банки к другой так, чтобы она провисала в середине.
5. Подставили блюдце под падающие капли.
Объяснение: в воде растворено большое количество твердого вещества. Когда вода капает и испаряется, то кальций затвердевает, и на нитке начинает расти сталактит, а на блюдце сталагмит. Результат мы увидим через две или три недели.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру, воспитание у ребят познавательного интереса к объектам природы, желания и умения наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Важно, не торопиться давать ребенку готовых ответов, надо предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Наградой же за ваши труды будет развитие наблюдательности и пытливости ума ребенка, его стремление к познанию мира, развитие всех его познавательных способностей, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.