Приложение МААМ

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста (4 фото)

Пивнева Ольга
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть

причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).

Закрепить знание цветов спектра и их последовательность

Упражнять в смешивании красок для получения новых цветов. Обогащать сенсорный опыт.

Закреплять навыки бумажного конструирования. Совершенствовать креативное мышление

Учить понимать и объяснять смысл образного выражения «радужное настроение

Развивать любознательность, память, творческие способности

Вызывать желание участвовать в экспериментальной деятельности.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Рождение Радуги“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предварительная работа: экспериментальная работа на тему преломление и отражение света, цвета спектра и их последовательность, знакомство со спектральным кругом

Словарная работа: преломление, отражение, спектр.

Ход.

Воспитатель: Разноцветные ворота на лугу построил кто-то

Но пройти в них нелегко – те ворота высоко.

Постарался мастер тот. Взял он красок для ворот

Не одну, ни две, ни три – целых семь, ты посмотри

Кто мне может подсказать, как ворота эти звать?

Воспитатель: Когда-то давно человек стал задумываться, почему на небе появляются радуги. Объяснить это явление в те времена люди не могли, поэтому придумывали мифы и легенды. Вот один из них.

Жила на свете Радуга, яркая, красивая. Если тучи покрывали небо и землю обрушивался дождь. Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами – лучиками. Цветные лучики не только украшали небо, но и радовали всех вокруг.

Все были рады Радуге, кроме одного злого волшебника Черных гор. Он терпеть не мог радугу. Он злился и даже закрывал глаза, когда появлялась она

Волшебник Черных гор: Я погублю Радугу! И я знаю, кто мне в этом поможет!

/ идет к Фее Подземелья/

Волшебник Черных гор: О, Фея подземелья!

Скажи, как мне избавиться от ненавистной Радуги?

Фея Подземелья: Укради у неё хоть только один лучик и Радуга умрёт, потому что она жива только когда все семь лучиков вместе, в одной семье!

Волшебник Черных гор: Неужели так просто? Теперь я с ней разделаюсь!

Воспитатель: И вот на ранней заре, когда Радуга ещё спала безмятежным сном, злой волшебник подполз к Радуге и вырвал из её шлейфа несколько лучиков!

Радуга: Ой! Я, кажется, умираю…

Воспитатель: Только и успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.

Ребята, давайте поможем Радуге вернуть её цветные шлейфы!

Воспитатель: Скажите, сколько цветов у Радуги?

Дети: 7

Воспитатель: Да! Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый «знает свое место». Правда, в природе нет чётких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга.

Воспитатель: Ребята, вспомните выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге.

Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны

Воспитатель: Правильно, но есть ещё. Вспомните их!

Ребёнок 1: Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Ребёнок 2: Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки.

Воспитатель: Который по счёту зелёный цвет? Синий? Какой цвет в радуге стоит первым?

Воспитатель: А для того, чтобы помочь вернуть цвета радуги, давайте займем свои места за столами и приступим к работе.

Дети усаживаются за столы

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, вспомните и назовите свойства воды.

Дети: Чистая, прозрачная, жидкая, без вкуса, может окрашиваться в любые цвета,

Воспитатель: Какие цвета остались в шлейфе у Радуги?

Дети: Красный, синий, и жёлтый.

Воспитатель: Вспомните, как мы можем получить оранжевый цвет? Зелёный? Фиолетовый?

Дети: Нужно смешать краски.

Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и жёлтый цвет.

Чтобы получить фиолетовый – надо смешать красный и синий цвет.

Чтобы получить зелёный – надо смешать синий и жёлтый цвет.

Чтобы получить голубой цвет, нужно синюю краску развести белой или разбавить чистой водой. -

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканчики с водой, окрашенной в основные цвета – красный, синий и жёлтый, а также простая чистая вода. А ещё лежат шприцы по количеству детей.

Разбейтесь на 2 команды. Займите исходные позиции.

Задание для вас: при помощи шприцов смешайте воду окрашенную в исходные цвета и получите недостающие нужные цвета спектра, а также расставьте стаканчики с окрашенной водой по цветам спектра в нужном порядке.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием.

Физкультминутка с логоритмикой.

Воспитатель: Ребята, а давайте немного отдохнём и проведём физминутку.

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали. Нарисовать руками полукруг

Посмотри, вот радуга – улыбнись! Поднять руки вверх

Семь цветов всех радуя, обнялись Обнять себя

Красный это солнышко по утру, Поднять руки к солнцу

Жёлтый – одуванчики на лугу Показать луг, шевеля пальцами

Есть у нас оранжевый апельсин, Сделать из ладоней шарик

И зелёный куст растёт у осин Движения руками над головой

Голубого неба цвет – над тобой Показать небо

Синий – море синее за кормой Волнообразные движения рук

А ещё у радуги фиалок цвет, Показать ладонями «букет»

Другу фиолетовый подари букет! Отвести «Букет» от сердца вперед

Воспитатель: Дети, раньше люди думали, что радуга это мост в потусторонний мир, но ученые нашли ответ этому явлению.

Радуга – это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.

А хотите узнать, как рождается радуга?

Воспитатель: Я вам предлагаю провести опыт: Но перед этим давайте вспомним, какого цвета солнечный свет?

Дети: Белый или светло жёлтый.

Воспитатель: Почему солнечные лучи мы видим белого или желтого цвета?

Дети: Солнечный луч содержит все цвета спектра, а когда они смешиваются, получается белый цвет. Это подтверждает опыт с юлой и спектральным кругом

Воспитатель: Правильно. Давайте ещё раз вспомним опыт с юлой и спектральным кругом.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вспомнить и такие свойства воды, как преломление и отражение света.

А теперь проведём опыт подтверждающий рождение радуги.

Наполним ванночку водой и поставим на стол. Опустим зеркало в ванночку. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркало будет отражать свет, а на экране появится разноцветная радуга.

Значит, обычный солнечный лучик может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу, используя фонарики и компьютерные диски.

Фото «Рождение Радуги»

Воспитатель: Как вы думаете, почему появилась радуга? Солнечные лучи преломляются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.

Воспитатель: А теперь, посмотрите на наш волшебный экран.

Радуга – это явление природы, которое возникает когда светит солнце и идёт дождь

Но нужно помнить. Что радугу можно увидеть только тогда, когда будешь находиться между солнцем и дождём.

Воспитатель: Обычно можно увидеть одну радугу, и то не часто. Но бывает, что всем на радость появляются 2. Одна более яркая, а другая побледней. Причём у первой верхний шлейф красный, а у второй – наоборот, фиолетовый.

Ещё реже на небе сияют 4 и 5 радуг – это случается только над большими реками и озёрами.

Воспитатель: Но и это не все чудеса.

Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя выглянет луна. В её тусклых лучах рождается лунная радуга

Воспитатель: Огненная радуга возникает. Когда на перистые облака, находящиеся высоко над землёй и состоящие из кристалликов льда падают лучи солнца

Такая радуга напоминает языка пламени, но ничего общего с огнём не имеет.

Воспитатель: Радуга на самом деле всегда имеет форму окружности, а не дуги, нижняя часть которой скрыта за горизонтом. Увидеть радужное кольцо можно только с самолёта.

Воспитатель: В какое время года бывает радуга?

Воспитатель: Да, радуга чаще всего появляется летом, ее можно увидеть весной и осенью. Но самое удивительное – радуга зимой!

Поэт Эльф Лав писал:

Часто вижу радугу в холодном зимнем небе

Здесь кусочек, там кусочек и остатки тут

Словно говорит она «Радую вас, детки,

Счастье и удача вас в жизни скоро ждут»

Радуга летом – явление обычное,

А зимою радуга редко нам видна

Такая красота, глазу непривычная,

Продолжает радовать нас она всегда!

Воспитатель: Это очень странно, необыкновенно.

Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит сквозь эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой.

Такую картину посчастливилось увидеть жителям Алчевска несколько лет назад в самый разгар зимы.

Воспитатель: Ребята, какое настроение у вас возникают при виде радуги?

Дети: Весёлое, радостное, радужное, сказочное фантастическое

Воспитатель: Я предлагаю вам передать своё настроение нашим гостям, а для этого использовать наши радужные заготовки, подготовленные заранее.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности  для детей старшего дошкольного возраста - фото

Воспитатель: Наукой все для нас давно объяснено

Но до конца понять природу не дано,

Завидев радугу в небесной синеве,

Мечтаем мы, что это символы извне.

Восторг уносит нас в заоблачный полёт

Мыть может, там разгадка чуда ждёт.

Нам светит радуга, свежа и хороша

От ярких красок светятся глаза.

Песня «Радуга желаний»

Фото №1 Цель познакомить детей с атмосферным явлением радугой
Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2020 в 17:41
+254Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Пивнева Ольга (УИ 2217116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД