Пивнева Ольга
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть
причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).
Закрепить знание цветов спектра и их последовательность
Упражнять в смешивании красок для получения новых цветов. Обогащать сенсорный опыт.
Закреплять навыки бумажного конструирования. Совершенствовать креативное мышление
Учить понимать и объяснять смысл образного выражения «радужное настроение
Развивать любознательность, память, творческие способности
Вызывать желание участвовать в экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Рождение Радуги“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: экспериментальная работа на тему преломление и отражение света, цвета спектра и их последовательность, знакомство со спектральным кругом
Словарная работа: преломление, отражение, спектр.
Ход.
Воспитатель: Разноцветные ворота на лугу построил кто-то
Но пройти в них нелегко – те ворота высоко.
Постарался мастер тот. Взял он красок для ворот
Не одну, ни две, ни три – целых семь, ты посмотри
Кто мне может подсказать, как ворота эти звать?
Воспитатель: Когда-то давно человек стал задумываться, почему на небе появляются радуги. Объяснить это явление в те времена люди не могли, поэтому придумывали мифы и легенды. Вот один из них.
Жила на свете Радуга, яркая, красивая. Если тучи покрывали небо и землю обрушивался дождь. Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами – лучиками. Цветные лучики не только украшали небо, но и радовали всех вокруг.
Все были рады Радуге, кроме одного злого волшебника Черных гор. Он терпеть не мог радугу. Он злился и даже закрывал глаза, когда появлялась она
Волшебник Черных гор: Я погублю Радугу! И я знаю, кто мне в этом поможет!
/ идет к Фее Подземелья/
Волшебник Черных гор: О, Фея подземелья!
Скажи, как мне избавиться от ненавистной Радуги?
Фея Подземелья: Укради у неё хоть только один лучик и Радуга умрёт, потому что она жива только когда все семь лучиков вместе, в одной семье!
Волшебник Черных гор: Неужели так просто? Теперь я с ней разделаюсь!
Воспитатель: И вот на ранней заре, когда Радуга ещё спала безмятежным сном, злой волшебник подполз к Радуге и вырвал из её шлейфа несколько лучиков!
Радуга: Ой! Я, кажется, умираю…
Воспитатель: Только и успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.
Ребята, давайте поможем Радуге вернуть её цветные шлейфы!
Воспитатель: Скажите, сколько цветов у Радуги?
Дети: 7
Воспитатель: Да! Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый «знает свое место». Правда, в природе нет чётких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга.
Воспитатель: Ребята, вспомните выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге.
Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны
Воспитатель: Правильно, но есть ещё. Вспомните их!
Ребёнок 1: Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.
Ребёнок 2: Крот Овце, Жирафу, Зайке Голубые Сшил Фуфайки.
Воспитатель: Который по счёту зелёный цвет? Синий? Какой цвет в радуге стоит первым?
Воспитатель: А для того, чтобы помочь вернуть цвета радуги, давайте займем свои места за столами и приступим к работе.
Дети усаживаются за столы
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, вспомните и назовите свойства воды.
Дети: Чистая, прозрачная, жидкая, без вкуса, может окрашиваться в любые цвета,
Воспитатель: Какие цвета остались в шлейфе у Радуги?
Дети: Красный, синий, и жёлтый.
Воспитатель: Вспомните, как мы можем получить оранжевый цвет? Зелёный? Фиолетовый?
Дети: Нужно смешать краски.
Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и жёлтый цвет.
Чтобы получить фиолетовый – надо смешать красный и синий цвет.
Чтобы получить зелёный – надо смешать синий и жёлтый цвет.
Чтобы получить голубой цвет, нужно синюю краску развести белой или разбавить чистой водой. -
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканчики с водой, окрашенной в основные цвета – красный, синий и жёлтый, а также простая чистая вода. А ещё лежат шприцы по количеству детей.
Разбейтесь на 2 команды. Займите исходные позиции.
Задание для вас: при помощи шприцов смешайте воду окрашенную в исходные цвета и получите недостающие нужные цвета спектра, а также расставьте стаканчики с окрашенной водой по цветам спектра в нужном порядке.
Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием.
Физкультминутка с логоритмикой.
Воспитатель: Ребята, а давайте немного отдохнём и проведём физминутку.
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали. Нарисовать руками полукруг
Посмотри, вот радуга – улыбнись! Поднять руки вверх
Семь цветов всех радуя, обнялись Обнять себя
Красный это солнышко по утру, Поднять руки к солнцу
Жёлтый – одуванчики на лугу Показать луг, шевеля пальцами
Есть у нас оранжевый апельсин, Сделать из ладоней шарик
И зелёный куст растёт у осин Движения руками над головой
Голубого неба цвет – над тобой Показать небо
Синий – море синее за кормой Волнообразные движения рук
А ещё у радуги фиалок цвет, Показать ладонями «букет»
Другу фиолетовый подари букет! Отвести «Букет» от сердца вперед
Воспитатель: Дети, раньше люди думали, что радуга это мост в потусторонний мир, но ученые нашли ответ этому явлению.
Радуга – это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.
А хотите узнать, как рождается радуга?
Воспитатель: Я вам предлагаю провести опыт: Но перед этим давайте вспомним, какого цвета солнечный свет?
Дети: Белый или светло жёлтый.
Воспитатель: Почему солнечные лучи мы видим белого или желтого цвета?
Дети: Солнечный луч содержит все цвета спектра, а когда они смешиваются, получается белый цвет. Это подтверждает опыт с юлой и спектральным кругом
Воспитатель: Правильно. Давайте ещё раз вспомним опыт с юлой и спектральным кругом.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вспомнить и такие свойства воды, как преломление и отражение света.
А теперь проведём опыт подтверждающий рождение радуги.
Наполним ванночку водой и поставим на стол. Опустим зеркало в ванночку. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркало будет отражать свет, а на экране появится разноцветная радуга.
Значит, обычный солнечный лучик может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу, используя фонарики и компьютерные диски.
Воспитатель: Как вы думаете, почему появилась радуга? Солнечные лучи преломляются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.
Воспитатель: А теперь, посмотрите на наш волшебный экран.
Радуга – это явление природы, которое возникает когда светит солнце и идёт дождь
Но нужно помнить. Что радугу можно увидеть только тогда, когда будешь находиться между солнцем и дождём.
Воспитатель: Обычно можно увидеть одну радугу, и то не часто. Но бывает, что всем на радость появляются 2. Одна более яркая, а другая побледней. Причём у первой верхний шлейф красный, а у второй – наоборот, фиолетовый.
Ещё реже на небе сияют 4 и 5 радуг – это случается только над большими реками и озёрами.
Воспитатель: Но и это не все чудеса.
Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя выглянет луна. В её тусклых лучах рождается лунная радуга
Воспитатель: Огненная радуга возникает. Когда на перистые облака, находящиеся высоко над землёй и состоящие из кристалликов льда падают лучи солнца
Такая радуга напоминает языка пламени, но ничего общего с огнём не имеет.
Воспитатель: Радуга на самом деле всегда имеет форму окружности, а не дуги, нижняя часть которой скрыта за горизонтом. Увидеть радужное кольцо можно только с самолёта.
Воспитатель: В какое время года бывает радуга?
Воспитатель: Да, радуга чаще всего появляется летом, ее можно увидеть весной и осенью. Но самое удивительное – радуга зимой!
Поэт Эльф Лав писал:
Часто вижу радугу в холодном зимнем небе
Здесь кусочек, там кусочек и остатки тут
Словно говорит она «Радую вас, детки,
Счастье и удача вас в жизни скоро ждут»
Радуга летом – явление обычное,
А зимою радуга редко нам видна
Такая красота, глазу непривычная,
Продолжает радовать нас она всегда!
Воспитатель: Это очень странно, необыкновенно.
Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит сквозь эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой.
Такую картину посчастливилось увидеть жителям Алчевска несколько лет назад в самый разгар зимы.
Воспитатель: Ребята, какое настроение у вас возникают при виде радуги?
Дети: Весёлое, радостное, радужное, сказочное фантастическое
Воспитатель: Я предлагаю вам передать своё настроение нашим гостям, а для этого использовать наши радужные заготовки, подготовленные заранее.
Воспитатель: Наукой все для нас давно объяснено
Но до конца понять природу не дано,
Завидев радугу в небесной синеве,
Мечтаем мы, что это символы извне.
Восторг уносит нас в заоблачный полёт
Мыть может, там разгадка чуда ждёт.
Нам светит радуга, свежа и хороша
От ярких красок светятся глаза.
Песня «Радуга желаний»