Получи документы

Консультация для педагогов «Система работы по развитию мелкой моторики у детей»

Елена Лисейкина
Консультация для педагогов «Система работы по развитию мелкой моторики у детей»

Выступление на районном семинаре

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

воспитателя 1 кв. категории

МДОУ «Новомичуринский детский сад №1»

октябрь 2016

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.

Публикация «Консультация для педагогов „Система работы по развитию мелкой моторики у детей“» размещена в разделах

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

В. А. Сухомлинский писал, что «…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для его родителей.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Разработанная и внедряемая мною рабочая программа: «Играем-говорим-пишем» - направленная на развитие компонентов речевой системы дошкольников и подготовку руки к письму в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики руки, решает задачу рассмотреть влияние развития мелкой моторики рук на развитие компонентов речевой системы детей дошкольного возраста.

У рабочей программы есть цель: Совершенствовать деятельность по развитию подвижности суставов пальцев, силы и эластичности мелких мышц и связок, формированию у детей мышечного чувства пространства, точности и логики движений, образованию условно-рефлекторных связей, способствующих развитию речи и коммуникативных навыков дошкольников как традиционными так и нетрадиционными методами. Создать условия для выявления инновационных подходов к развитию компонентов речевой системы детей с 3 до 7 лет в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук. Создать условия для апробирования методического материала по развитию мелкой моторики рук.

При реализации программы созданные условия, используемые формы, приемы и методы являются важными компонентами, которые способствуют развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии. Решению поставленных задач способствуют разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей, графические задания и упражнения.

Развитие мелкой моторики способствует формированию готовности к письму эффективнее, если использовать приемы, которые включают в себя различные направления развития мелкой моторики, такие как массаж пальцев и ладоней рук, пальчиковая гимнастика, выкладывание контуров предметов из семян, пуговиц и др. мелкого материала, работа с бумагой, карандашом, ножницами, работа в тетрадях и т. п.

Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики

1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашеную воду пипеткой.

2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

3 Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

4 Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

5 Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

6. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

7. Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

8 Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

9. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

10. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо убрать лишний песок с картинки.

11. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания» Консультация для педагогов ДОУ «Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания» Что такое патриотическое воспитание?.

Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР»Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР» Зачастую координация усилий специалистов, работающих в группах компенсирующей направленности, является сложной и подчас невыполнимой задачей.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры.

Консультация для педагогов «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи и тем более общее недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер–класс для педагогов по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» Мастер–класс для педагогов «Веселые пальчики» Цель и задачи: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного.

Памятка для педагогов по развитию мелкой моторики пальцев рук «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». В. А. Сухомлинский ПАМЯТКА Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,.

«Мир на кончиках пальцев». Система заданий для работы с родителями «Развитие мелкой моторики рук детей второй младшей группы» Цель: разработать систему заданий по развитию мелкой моторики у детей в процессе разнообразной игровой деятельности детей в домашних условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Система работы по развитию мелкой моторики у детей»
Опубликовано: 6 марта 2019 в 14:40
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД