Получи документы

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Дарья Брюханова
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было решено провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, родителями.

Поставила следующие цели и задачи:

1. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

• Произвольное внимание;

• Зрительное и слуховое восприятие;

• Речь, память детей;

Публикация «Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Умение действовать по словесным инструкциям;

• Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

• Умение контролировать собственными действиями.

2. Формировать графические навыки:

• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Развивать точность и координацию движений рук и глаз;

• Развивать ритмичность, гибкость рук.

Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов.

Такие авторы как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Феличева,

Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

М. И. Ипполитова, Л. А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук.

На развитие мелкой моторики влияет штриховка и рисование (Е. В. Черных); теневой театр (А. В. Мельникова); лепка и конструирование (З. И. Богатеева).

Я же использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку «пальчиковых игр».

В него вошли:

1. пальчиковые игры с цветными палочками.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Пальчиковые игры со стихами.

4. Физкультминутки (на занятиях).

5. Пальчиковые игры с прищепками.

6. Выполнение фигурок из пальцев.

7. Сухой бассейн (песок, гречка, мелкие игрушки).

8. Игры с различными предметами и материалами.

9. Массаж рук.

10. Рисование (занятия).

11. Лепка (занятия).

12. Аппликация (занятия).

Для достижения желаемого результата по развитию мелкой моторики использовались следующие формы работы:

1. В совместной деятельности воспитателя с детьми.

2. В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

3. на занятиях (аппликация, лепка, рисование, физкультминутки).

1. В совместной деятельности воспитателя с детьми провожу массаж рук, выполнение фигурок из пальцев, пальчиковые игры (с палочками, со стихами, с прищепками, пальчиковая гимнастика).

Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, развитию психических процессов, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику рук.

При выполнение фигурок из пальцев дети изображают предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:

Бабушка очки надела и внучонка разглядела

(Большой палец правой руки и левой руки вместе с остальными образуют два колечка).

При выполнение каждого упражнения стараюсь вовлекать всех детей, активизируя все пальцы.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребенку. Массаж с использованием различных предметов ребенок может выполнить самостоятельно. Массаж помогает развить силу рук, чувствительность ладоней.

2. В свободной самостоятельной деятельности детям очень нравиться сухой бассейн, игры с различными предметами и материалами.

Дети любят играть с песком, с гречкой. Искать в них игрушки и снова закапывать их обратно. Рисовать на песке фигуры, «мыть руки», и просто пересыпать песок и гречку из одной ёмкости в другую. Детям не требуется руководство взрослого, они с удовольствие сами садятся играть в сухой бассейн.

Благоприятное воздействие на развитие всей кисти и пальцев руки оказывают игры с различными предметами и материалами: мозаика, пирамидки, матрешки, разнообразные конструкторы, природный материал и т. д. Поэтому развивающая среда в нашей группе многообразна, соответствует возрасту детей, наполнена самыми различными предметами и материалами, чтобы дети были всегда заняты интересной и в то же время полезной игрой.

3. занятия проводятся по перспективному плану, составленному по программе детского сада «Из детства в отрочество».

Для достижения желаемого результата все три формы работы используются, взаимосвязано дополняя друг друга.

Был составлен перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук для первой младшей и второй младшей групп.

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики в первой младшей группе (2018-2019г.)

Месяц Тема Цель Методические приемы

Октябрь Д. игра «Пирамидки»

Игры с песком.

Массаж рук.

Пальчиковые игры со стихами. Учить нанизывать кольца на стержни, развивать глазомер, знакомить с цветами.

Стабилизировать эмоциональное состояние.

Предоставление разнообразных тактильных ощущений.

Развитие движений обеих рук. Нанизываем кольца показ.

Скользить ладонями по поверхности песка.

Игра «крутись карандаш».

Игра «Лапки-царапки»

Ноябрь Игры с песком.

Массаж рук

Д. игра «Мозаика»

Пальчиковые игры с палочками Развитие мелкой моторики.

Развитие силы рук.

Учит детей выкладывать простой узор из мозаики.

Развитие внимания, воображения. Игра «Найди игрушку»

Игра «Не боюсь колючек»

Совместные действия показ.

Объяснение, примеры, индивидуальная помощь.

Декабрь Д. игра «Чудесный мешочек»

Сухой бассейн с гречкой.

Массаж рук.

Пальчиковые игры со скороговорками.

Развивать тактильные ощущения.

Развивать мелкую моторику рук.

Сделать массаж ладоней.

Учить детей выполнять движения согласно тексту. Совместная игра, объяснение.

Игра «Спрячь игрушку»

Игра «Крутись, карандаш»

Показ, совместные действия.

Январь Упражнение с мячом-ежиком.

Пальчиковые игры со стихами.

Сухой с гречкой.

Игры с предметами. Развитие тактильных ощущений.

Развивать ощущение собственных движений.

Развивать моторику рук.

Учить детей подражать движениям взрослого. Показ, совместное выполнение.

Игра «Ладушки-ладушки»

Игра «Пальчики разбежались»

Игра «Спрячь в ладошке»

Февраль Игры с предметами.

Сухой бассейн с гречкой.

Пальчиковые игры со стихами.

Массаж рук. Развивать хватательные, соотносящиеся движения рук.

Развивать моторику рук.

Активизировать движения пальцев рук.

Разнообразие тактильных ощущений. Упражнение «Стираем платочки»

Игра «Ямки»

Игра «Этот пальчик хочет спать»

Игра «Крутись-вертись»

Март Выкладывание из палочек геометрических фигур.

Пальчиковые игры со стихами.

Д. игра «Матрешка»

Сухой бассейн с гречкой. Развивать координацию пальцев рук, внимание, воображение.

Развивать движения кистей рук, подражать движениям взрослого.

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Развитие тактильных ощущений. Объяснение, показ, художественное слово.

Игра «Ежик»

Показ действий, самостоятельные действия ребенка.

Игра «Найди на ощупь»

Апрель Пальчиковые игры.

Игры с предметами.

Выполнение фигурок из пальцев.

Массаж рук. Развивать движения рук, развивать умение понимать речь.

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Учить детей подражать движениям взрослого.

Разнообразие тактильных ощущений. Игра «Птички»

Игра «Пирожки»

Упражнение «Домик», показ.

Показ, объяснение.

Май Пальчиковые игры со стихами.

Сухой бассейн с песком.

Выполнение фигурок из пальцев.

Д. игра «Мягкий-колючий». Учить совершать действия руками в соответствии с текстом.

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Развивать моторику рук.

Развитие тактильных ощущений. Игра «Поехали-поехали»

Игра «Гора из песка»

Упражнение «Грабли» ,показ.

Совместное проигрывание,

объяснение.

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики во второй младшей группе (2019-2020г.)

Месяц Тема Цель Методические приемы

Октябрь Пальчиковые игры с прищепками.

Выполнение фигурок из пальцев.

Пальчиковая гимнастика.

Д. игра «Чудесный мешочек»

Развивать силу рук.

Учить детей подражать движениям взрослого.

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Определение предметов на ощупь, тактильные ощущения. Игра «Лиса», показ.

Упражнение «Цепочка»

Упражнение «Бабочка»

Объяснение, помощь.

Ноябрь Игры с предметами.

Сухой бассейн с гречкой.

Пальчиковые игры с палочками.

Пальчиковые игры с прищепками. Развитие силы рук.

Учить детей выкладывать простой узор из гречки.

Развитие внимания, воображения.

Развивать мелкую моторику рук. Игра «Бумажные снежки»

Игра «Создай рисунок»

Объяснение, примеры, индивидуальная помощь.

Игра «Крокодил», показ, помощь.

Декабрь Д. игра «Конструктор»

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры с прищепками.

Сухой бассейн с песком. Развивать ощущение собственных движений.

Развивать движения кистей рук, подражать движениям взрослого.

Развивать моторику рук.

Развитие тактильных ощущений. Совместная игра, объяснение.

Упражнение «Цветок», показ, совместные действия.

Игра «Гусь, аист», показ, объяснение.

Рисуем узор на песке.

Январь Упражнения с мячом-ежиком.

Пальчиковые игры с прищепками.

Игры с предметами.

Выполнение фигурок из пальцев. Развитие тактильных ощущений.

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Развивать хватательные, соотносящиеся движения рук.

Развивать координацию пальцев рук, внимание, воображение. Показ, совместное выполнение.

Игра «Птичка»,показ.

Игра «Где шарик»

Упражнение «Шарик», показ.

Совместное выполнение.

Февраль Пальчиковые игры с прищепками.

Сухой бассейн с гречкой.

Пальчиковая гимнастика.

Выкладывание из палочек геометрических фигур. Развивать силу рук.

Разнообразие тактильных ощущений.

Активизировать движения пальцев рук.

Развивать координацию пальцев рук, внимание, воображение. Игра «Угостим Жучку», показ, помощь.

Игра «Найди фасоль»

Упражнение «Братья-ленивцы», показ, совместное действия.

Объяснение, показ примеры.

Март Пальчиковая гимнастика.

Выполнение фигурок из пальцев.

Игры с предметами.

Массаж рук. Развивать движения кистей рук, подражать движениями взрослого.

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Разнообразие тактильных ощущений. Упражнение «Зверушка», объяснение, показ.

Упражнение «Скворечник» показ действий.

Игра «Осенние листья» самостоятельные действия ребенка.

Массаж с палочками, показ.

Апрель Пальчиковые игры с прищепками.

Выполнение фигурок из пальцев.

Сухой бассейн с песком.

Пальчиковая гимнастика. Развивать движения рук, развивать умения понимать речь.

Учить детей подражать движениям взрослого.

Развитие тактильных ощущений.

Развивать тактильные ощущения.

Развивать движения кистей рук, подражать движениям взрослого. Игра «Черепашка», совместные действия.

Упражнения «Зайчик», показ.

Игра «Моем руки»

Упражнение «Маляр», показ.

Май Пальчиковые игры с прищепками.

Выполнение фигурок из пальцев.

Д. игра «Гладкий-шершавый».

Пальчиковая гимнастика. Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Развивать моторику рук.

Развитие тактильных ощущений.

Активизировать движения пальцев рук. Игра «Глупая ворона»

Упражнение «Лошадка», показ.

Совместное проигрывание, объяснение.

Упражнение «Лесенка», показ, совместные действия.

Публикации по теме:

Семья как партнёр педагога в работе по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаСемья как партнёр педагога в работе по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» г. Кирова «Семья как партнер педагога в работе по развитию.

Презентация «Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» - Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашей встречи Значение игр по сенсорному.

Опыт работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игр» Слайд 1 Доклад из опыта работы «Развитие сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Игры по развитию мелкой моторики для детей младшего возрастаИгры по развитию мелкой моторики для детей младшего возраста Развитие мелкой моторики в младшем возрасте играет важную роль. Мелкая моторика непосредственно влияет на развитие речи,на ловкость рук,.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНРОпыт работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования» Цель:.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторикиРабота с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики Развитие мелкой моторики. На четвертом году жизни происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Данное направление взрослые.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика».

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 13:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД