Екатерина Яковлева
Консультация для педагогов «Создание условий для различных видов деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе все чаще отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. И одной из мер, обеспечивающих более успешное их развитие, является предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста.
Несомненно, что главной задачей воспитания является как можно полное использование богатых природных возможностей ребенка, и при этом без ущерба для здоровья и их нервной системы, и правильный отбор наиболее существенного, значимого для данного возраста детей. Считаю, что в связи с этим большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению, который труден для формирующейся нервной системы ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для различных видов деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Дети 1-го года жизни.
Соблюдение режима дня. В ДОУ, к примеру, помещение группы детей 1-го года жизни должно состоять из комнаты для бодрствования и веранды для сна (малыши не гуляют, а спят на воздухе). Веранда необходима и для соблюдения режима дня, чтобы бодрствующие дети не нарушали покой тех, кому в это время надо спать. До 7—8 мес. ребенка кормят на руках у взрослого, а научившихся сидеть кормят по двое за высоким столом с выдвижными креслицами.
Развитие восприятия. Нужно подбирать игрушки разных цветов и оттенков, различной формы и по-разному звучащие (сенсорное развитие). В помещении, где бодрствуют дети, необходима благоприятная акустическая обстановка – тишина (слуховое восприятие).
Развитие навыков ходьбы. Манеж с барьером, на полочках вдоль которого раскладываются яркие игрушки (побуждают приподниматься, переступать). Детей, научившихся хорошо ползать, подниматься и переступать вдоль барьера, помещают в отгороженную часть комнаты. Здесь размещаются пособия, необходимые для развития движений: лесенка со скатом, скамеечки, стол-барьер. Мебель расставляется так, чтобы малыш мог оторваться от одного предмета, переступить и тут же ухватиться за другой (с 9 мес. до года).
Развитие координации движения, точности, ловкости. Это разнообразные вкладыши: чашечки, формочки для песка, вкладные кубы, втулки, грибочки для втыкания в отверстия, шаробросы, пластмассовые кубики, кирпичики для накладывания друг на друга, а также куклы и другие образные игрушки, лоскуты ткани для завертывания их. Причем, пирамидки, вкладыши, кубики и другие игровые пособия следует предлагать для самостоятельной игры только после того, как дети научатся правильно обращаться с ними в процессе занятий с воспитателем, иначе малыши привыкнут использовать их не по назначению.
Дети 2-го и 3-го года жизни.
Обеспечение свободного пространства. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина групповой комнаты была свободной. Ковры, дорожки должны быть убраны. Ряд предметов и мест группового помещения (батареи, шкафы с посудой, туалеты и пр.) должны быть недоступны. В групповой комнате и на участке должны быть выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном месте (организованность, порядок и самостоятельность детей)
Обеспечение двигательной активности разных видов. Специальное оборудование: горка с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спускаться с нее, и др. ставится окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать происходящее за окном. Кроме того, в группах должны быть столики со стульчиками по их росту; диванчики, предметы для развития движений (ящики, бревно для перелезания, мячики, тележки и т. п.).
Развитие координации движений ног и рук. Необходимо отвести место в шкафах для хранения крупного и настольного строительного материала разнообразной формы с соответствующими по размеру образными игрушками.
Необходим набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др., возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить, подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.)
Занятия гимнастикой. Применяется специальное оборудование (лесенки-стремянки для влезания, скамейки для ходьбы и пр., но только на занятиях.
Развитие восприятия, кругозора. Сравнительно большая площадь отводится для игр с крупной кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками. Необходимы куклы (разных размеров, в различной одежде, игрушечные мишки, зайцы, собачки, посуда (небьющаяся) среднего размера, ящички, которые дети этого возраста используют, как кровати и ванны для кукол, тележки, машины, чтобы возить кукол, кирпичики и др.
Для рассматривания иллюстраций, картинок нужна небольшая, но тихая и хорошо освещенная зона. Картинки, первые книжки хорошо хранить на низкой полке, а рядом поставить стол, за которым дети могут рассматривать знакомые иллюстрации в книгах.
Для игр с дидактическими игрушками отводится спокойное место в группе. Хранятся они в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети, а более сложные дидактические игры и игрушки, а также игрушки-забавы должны быть видны детям, но лежать на полке немного выше роста ребенка (контроль и помощь взрослого).
Необходимо разнообразие предметов, контрастных по одному из признаков, но сходных по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Во время бодрствования дидактические игрушки нужно располагать по одному виду на каждом из столов. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек [1, с. 23].
Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п.
Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки и др.) лучше хранить в закрытом шкафу.
На веранде должно быть удобное место для хранения всех видов игрушек и пособий. На улице удобней использовать полиэтиленовые, легкие деревянные игрушки.
Разновозрастные группы. Обстановка в комнате для игры видоизменяется применительно к тому, какие дети в данный момент играют. Для детей первого полугодия игрушки нужно расставлять по всей комнате. Например, кукол, мишек, игрушечных животных раскладывают на детских диванчиках, в тележках, на горке, ящики с кубиками, вкладные, разборные игрушки — на столах, открытых полках, мячи — в корзинах, ящиках, тележки — на полу в разных местах комнаты. Хорошо располагать игрушки комплектами. Например, возле куклы положить одеяло, чашку, в тележку наложить кирпичики, посадить куклу или какое-нибудь игрушечное животное. Это поможет ребенку использовать не один, а несколько предметов, что усложнит игру. А вот для детей после 1 года 6 мес. часть игрушек может уже находиться в доступных и закрепленных за ними местах, например, строитель — в ящике, запасные куклы, матрешки — в шкафу и т. п.
Самостоятельная деятельность детей данного возраста включает в себя : разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности. И одной из задач воспитателя является добиваться того, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления. Но в то же время нужно педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка. Без правильно организованной предметно-развивающей среды это сделать довольно трудно. И само собой, воспитателю очень важно знать, какими игровыми способами и средствами должны постепенно овладевать дети раннего возраста для того, чтобы игра совершенствовалась и оказывала развивающий эффект на психику ребенка (прежде всего на развитие мышления, речи, эмоций).
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, поэтому так важно своевременно начинать, а главное, правильно осуществлять воспитание детей раннего возраста. Это является важным условием их полноценного развития: физического, умственного, нравственного и эстетического. Причем, возрастные особенности малышей определяют и содержание, и приёмы, и методы реализации этих задач, отличных от тех, что предъявляются в работе с детьми дошкольного возраста.
И эти качественные физиологические и психические особенности требуют создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, питания. К примеру, на основе ориентировочного рефлекса при правильном отношении взрослых позже появляется интерес ко всему окружающему. А ограничение движений ребенка (гиподинамия, бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии. И главное, без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности.
Использованная литература:
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Электронный ресурс]. Статья : Воспитание детей раннего возраста / В. Н. Аванесова. — М., 1968. Режим доступа : https://pedlib.ru/Books/6/0092/index.shtml?from_page=15
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Н. М. Аксарина. — М. : Медицина, 1977. Режим доступа : https://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html
3. Воспитание детей раннего возраста – с рождения до 3 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://zdorovejka.ru/index.php/vospitanie-detej/338-vospitanie-detej-rannego-vozrasta-s-rozhdenija-do-3-let.html