Ольга Болокова
Консультация для родителей «Роль загадки в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль загадки в развитии дошкольников».
Болокова Ольга Владимировна
воспитатель МБДОУ детский сад № 68 г. Белгорода
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.
Публикация «Консультация для родителей „Роль загадки в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно. Целесообразно загадывать детям детям загадки в соответсвующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивать наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка- это не толькоигра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи- доказательства, речи-описания. Таким образом,загадка-это не только игра, а средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
-воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
-стимуляция умственной активности;
-развитие мышления, речи, памяти, внимания,воображения;
-расширене запаса знаний и представлений об окружающем мире;
-развитие сенсорной сферы.
Виды загадок с примерами :
1. Прямые загадки.
В них с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы. Разговорная форма, пример: «Не лает не кусает, а в дом не пускает?» Ответ: замок. Стихотворная форма: «Серая шейка,желтый носок. Плавает в речке как поплавок». Ответ: уточка.
2. Загадки-рифмовки.
Отгдывать их несравнимо легче,ведь нужное слово так и просится на язычок. Польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображние, но главное помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким «отгадывальщикам»-загадки попроще. Пример: «Апельсины и бананы очень любят (обезьяны)». «У меня пропал носок, утащил его. (щенок)». В реке большая драка: поссорились два. (рака)».
3. Загадки-обманки.
Они тоже рифмуются, но в этом и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму-получится, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму, получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, а не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример: «Кто грызет на ветке шишку? Ну,конечно, это. (мишка, белка)». С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает. (корова, обезьяна)».
4. Загадкина образное мышление.
Обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленнойтрактовки вопроса или слов, которые в нем используются. Пример: «У тридцати двух воинов один командир.» (зубы и язык).
«Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.» (Месяцы)
5. Математические загадки.
Решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Пример: «Скоро 10 лет Сереже-Диме нет еще шести. Дима все никак не может до Сережи дорасти. А на сколько моложе Дима, чем Сережа?» (на 4 года)
Во время учения умению разгадывать загадки необходимо читывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответсвовать возрасту и развитию ребенка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие -то характерные для того или иного предмета черты или качества, тем самым обогащали свое воображение.
Список литературы:
1.Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. -Академия развития-Ярославль 1997.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Просвещение- Москва 1985.
3. Шайдурова Н. В. Путешествие по стране загадок. БГПУ- Барнаул 2000.