Приложение МААМ

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»

Альбина Белобородова
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

"Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. "

Я. Корчак

В. А. Сухомлинский говорил: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка“» размещена в разделах

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без участия родителей, без тесного с ними контакта. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно. При этом зачастую у родителей возникает вопрос: "А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?" На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация (выставка книг) идёт планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

При этом решаются такие задачи:

1. Умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей).

3. Включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

5. Развитие умения совместной деятельности не только между ребёнком и взрослым, но и между детьми.

Организация идёт по трём направлениям:

1) Живая природа (многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях).

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др.).

3) Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов).

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

1. В ванной комнате разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами ("Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку, ведром или губкой?")

Это поможет ребёнку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2. При уборке комнаты, спросите у ребёнка, как он считает, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что он сделает сам? В чём ему понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

3. Занимаясь ремонтом в комнате, узнайте, какого цвета обои он хотел бы видеть в своей комнате? На что бы ему приятно было смотреть? Как он думает, где лучше всего повесить его рисунки?

Это поможет ребёнку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

4. Предложите поэкспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в неё набрать воды? Сколько, по- твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмёшь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понять, что такое объём, делать открытия и смелее экспериментировать.

5. Поливая цветы, спросите: все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли, побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?

Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.

Китайская пословица.

Слово "эксперимент" происходит от греческого слова "experimentum" и переводится как опыт, проба.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, занятия, игру, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь. Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Рекомендации родителям для поддержания интереса к познавательному экспериментированию.

НЕЛЬЗЯ.

1. Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность.

2. Отказываться от совместных действий с ребёнком, игр- - ребёнок не может успешно развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

3. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

4. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил, требований. Но это не так. Если поступок сопровождается положительными эмоциями, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследует цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

5. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

НУЖНО

1. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

2. Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя желание узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

3. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

4. Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретёт умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

5. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

И помните: "Самое лучшее открытие - то, которое ребёнок делает сам".

Ральф У. Эмерсон

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей необходимо заинтересовать, но и похвалить за проведённую работу. Несмотря на большую занятость в выполнении конкретного задания отказа не будет.

Заключение.

Мир, вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Список литературы.

1. Программа дошкольного образования " От рождения до школы" Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

3. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком.

4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

5. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырёк воздуха.

6. Иванова А, И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

7. Тугушева Г. П. Игра - экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка». Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» (Консультация для родителей) «Здоровая семья - сильная Россия» - эта пословица имеет.

Консультация для педагогов «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» Консультация для педагогов «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» Воспитатель: Афанасьева Е. Г «Самое.

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи детей 3–4 лет» Конспект «Родительского часа» и с использованием ИКТ Тема: Цель: обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Казимирова.

Консультация для родителей «Роль дыхательных упражнений в речевом развитии ребёнка» Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский сад №221» Консультация для родителей «Роль.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи дошкольника» Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. ТО, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребёнка,.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей .

Роль семьи в развитии речи ребёнка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
Опубликовано: 22 марта 2017 в 21:53
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Белобородова (УИ 393846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД