Светлана Соколова
Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста дружелюбия, толерантности в гармонии с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание у детей младшего дошкольного возраста дружелюбия, толерантности в гармонии с природой»
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период и закладываются основы личности культуры. И главной целью экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание у детей младшего дошкольного возраста дружелюбия, толерантности в гармонии с природой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек и природа — одно целое. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня все чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к ее решению может стать – экологическое воспитание подрастающего поколения.
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего детства. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?
Многие родители задают такой вопрос : «Можно ли воспитать сострадание, сочувствие к природе у детей дошкольного возраста?». При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой стороны — проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием ребенка правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира.
Большое значение в развитии экологического воспитания детей отводятся развивающим играм, беседам, проблемным ситуациям и др., но опыт показал, что уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально–целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе.
Формирование интереса и бережного отношения к природе можно поставить следующие задачи:
• Формирование трудовых навыков по уходу за растениями.
• Навыков правильного поведения на природе, эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение, не причинять вред.
• Развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру природы, его красоте и многообразию.
У большинства дошкольников отсутствует бережное отношение к природе и знания её охраны. Во многом это объясняется тем, что в семьях уделяется недостаточное внимание развитию у детей интереса и бережного отношения к природе. Кроме того, интерес современной семьи в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Разрыв между требованиями к ребенку в ДОУ и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков. Для решения поставленных задач используют различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы «Как мы отдыхаем на природе», «Зеленый наряд Земли», «Как растения готовятся к зиме», «Буду делать хорошо и не буду плохо»; чтение художественной литератур: «Маленькие путешественницы», Стихи и сказки о родной природе» : Т. А. Шорыгиной, «Весенний наряд» Г. Скребицкого); дидактические игры: «С какого дерева листок», «Хочу все знать», «Когда это бывает», «Назови одним словом» и т. д. ; минутки тишины, этюды («Ветерок играет с деревцем», «Могучий дуб», «Огонь и лес», «Я покажу, а ты угадай» и т. д. ; наблюдения в ходе прогулок, проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты не только способствовали развитию у детей познавательной активности, но и воспитывали доброжелательное отношение к живой природе.
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше, и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда- то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее — дело сложное. Для этого педагог и взрослый сам должен жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое их движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам взрослых, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Экологическое воспитание…. Как это объяснить малышам?
Бабочка, севшая на ладонь, маленький листочек, слетевший с дерева и кружащий свой бесконечный осенний вальс, облака, плывущие в небе и зовущие нас в неведомые дали — всё это можно наблюдать во время прогулок. Пытливые глаза дошколят пытаются во всём найти свою закономерность и углядеть что – то интересное, сказочно, необычное. И мы можем им в этом помочь!
Мы пускаемся в удивительное путешествие, в мир нашей природы.
Теперь мы – исследователи! Ведь только тот будет беречь и ценить свой уголок, кто сам и только сам приложил руку к его исследованию.
Кто ни разу не слышал прекрасной музыки, тот никогда не сможет понять её, так и в природе – кто не прикоснулся сам к удивительному миру природы, тот никогда не научится слышать её музыку, а значит, никогда не появится желание беречь её.
И мы идем по экологической тропе и учимся слышать и понимать эту музыку. Вот под ногами шуршат осенние листья, а здесь слышен птичий щебет, ничего не должно остаться незамеченным.
В заключении хочется сказать, что таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Человечество далеко шагнуло по пути познания, но не все тайны окружающего нас мира уже раскрыты, поэтому нужны пытливые люди с неутолимой жаждой познаний и открытий. Задача взрослого — раскрыть перед ребенком законы окружающего мира. Заложить познавательное отношение к нему, показать радость собственных открытий, сформировать живой интерес ко всему происходящему в мире, ко всему живому, желание раздвинуть границы своего кругозора.