Лучший педагог года

Консультация для родителей «Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства»

Светлана Ярмоленко
Консультация для родителей «Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства»

Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, включая в себя периоды резких перемен и переломов. Каждому новому этапу предшествует небольшой спад. Поскольку нервная система ребенка пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап - своего рода перелом.

Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства“» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

Дошкольный возраст 5 - 6 лет

Ведущей потребностью данного возраста является потребность в общении; творческой активности.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция - воображение.

Особенности возраста 5 - 6 лет

общение со взрослым ситуативно-личностное

проявление произвольности всех психических процессов

в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой

развитие фантазии

проявление творческой активности во всех видах деятельности

половая идентификация

Возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Этот период наиболее благоприятный для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

В 5-6 лет ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Родители выступают для ребенка как образец поведения.

Дети начинают критически относиться к некоторым своим недостаткам и недостаткам своих сверстников. Возникает желание показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Чем родители могут помочь ребенку

С уважением относиться к фантазиям и желаниям ребенка

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками

Постепенно снижать контроль и опеку

Всегда отвечать на вопросы ребенка ясно и максимально просто

Помогать ребенку справляться со страхами

Дошкольный возраст 6 - 7 лет

Ведущая потребность – общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Ведущая деятельность – остается сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

В этом возрасте ребенок может контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Интенсивно развивается познавательный интерес, ребенок постоянно задает вопросы взрослым.

К 7 годам ребенок входит в «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться так называемая «потеря детской непосредетсвенности», которая выражается в манерничании, кривлянии и паясничании.

Новообразования

•внутренний план действий;

•произвольность всех психических процессов;

•возникновение соподчинения мотивов;

•самосознание, обобщенное и внеситуативное отношение к себе;

• возникновение первой целостной картины мира;

•появление учебно-познавательного мотива.

Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, демонстративно делаеть то, что родителям не нравится.

В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых, не всегда логично и верно.

Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники).

Кризис 7 лет

Наравне с кризисом, появляются и положительные стороны этого периода:

появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга;

ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям, никак нельзя говорить чужим людям (то есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи);

ребенок получает способность понимать, что он чувствует и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.

В этот период происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться.

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность - соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Речевая готовность к школе:

- сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

- сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

- умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и

смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

- сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью.

Крайне важно помнить, что если по результатам диагностики ребенок не готов к школе, то не стоит это воспринимать как диагноз. Ребенок обязательно «дорастет» до школы, просто сейчас он к этому еще не готов.

Как общаться родителям с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет

Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.

Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.

Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.

Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Принимайте точку зрения ребенка и соглашайтесь с ним, это укрепит в ребенке чувство самоуважения.

Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет - это возраст почемучек.

Будьте последовательны в своих требованиях. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.

Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

Соблюдайте культуру диалога, ведь ваш ребенок во всем подражает вам, он ваше зеркальное отражение.

Список использованной литературы:

1. Волков Б. С. : Готовим ребёнка к школе. - СПб. : Питер, 2009

2. Глухов В. П. : Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М. : АРКТИ, 2004

3. Ильина М. Н. : Подготовка к школе. - СПб. : Питер, 2008

4. Лысенко Е. М. : Возрастная психология. - М. : Владос, 2006

5. Смирнова Е. О. : Детская психология. - М. : ВЛАДОС, 2003

6. Стародубова Н. А. : Теория и методика развития речи дошкольников. - М. : Академия, 2008

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Агрессивные дети. Возрастные особенности» Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун! В детском саду только его и ругают.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Возрастные особенности детей 3-4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4– 5 лет» Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, дать рекомендации по воспитанию детей. Детям исполнилось 4 года,.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Консультация для родителей "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста" Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности —.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Консультация для родителей «Возрастные особенности ребенка 2–3 лет» «Нам говорит странная пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве.

Семинар для родителей «Особенности и психологические новообразования у ребенка 3–4 лет» Семинар для родителей Особенности и психологические новообразования у ребенка 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет» В этом возрасте ваш ребенок: Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2–3 лет» СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Возрастные особенности и новообразования старшего дошкольного детства»
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 15:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД