Татьяна Викторовна
Консультация для родителей «Азбука природы» с ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, уважать и любить ее? Ведь это так необходимо, чтобы ваш ребенок вырос любознательным, отзывчивым и добрым человеком. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных. Достичь этого можно только в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное и необычное в жизни растений и животных.
1. Части суток
Публикация «Консультация для родителей „Азбука природы“ с ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Знает ли ваш ребенок, чем день отличается от ночи? Наверное, знает: днем светло, а ночью темно. А почему днем светло, он, может и не знать. Ведь солнце видно не всегда. Понаблюдайте с ребенком, как солнце выходит из-за туч, как просвечивается через прозрачные облака. Проделайте простой опыт: прикройте листом бумаги ночник или настольную лампу. Лампы не видно, а свет от нее проходит через бумагу – так и солнце, даже когда его не видно, светит сквозь тучи. Как объяснить малышу, что такое утро, день и вечер? Проще всего связать время дня с режимными моментами: когда мы встаем и завтракаем – это утро, когда обедаем – день, когда ужинаем и ложимся спать – вечер.
2. Хорошая и плохая погода
В хорошую погоду светит солнце, а в плохую – небо затянуто облаками. Из облаков часто идет дождь. Если нет ни одного облачка, то и дождя не будет. Облачко должно быть прямо над головой – иначе и дождь пойдет не здесь, а в другом месте. Понаблюдайте вместе с ребенком, как приближается грозовая туча. Вот вдали уже гремит гром, видны молнии, но пока гроза еще не пришла. А вот тучи уже над самим домом. После дождя остаются лужи. Спросите у ребенка, откуда они взялись. Если он сам не найдет правильного ответа, подскажите, что ночью шел дождь. А что станет с лужами под солнцем? Не спешите подсказывать: пусть ребенок сам понаблюдает за тем, как они высыхают.
3. Наблюдение за ветром
Большинство детей уверено, что качание деревьев в ветреную погоду – это и есть причина ветра. Понаблюдайте вместе с ребенком, как от ветра качается все вокруг: не только деревья, но и белье на веревке, хлопают окна, взлетают в воздух бумажки, по небу летят облака. Дети усвоят, что качание деревьев – это только один из признаков ветра, а не его причина. Постепенно ребенок сам придет к этому выводу на основе наблюдений. Возможно, что это произойдет позже. Главное, чтобы накапливались наблюдения – необходимы материал для самостоятельных выводов.
4. Наблюдение за снегом
Зимой понаблюдайте за снежинками. Пусть ребенок проверит, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Покажите ребенку, как тают снежинки на ладони. А на земле они не тают, и образуется снежный покров. Почему на ладони снежинки тают, а на земле нет? Потому что земля холодная, а ладонь теплая. Проделайте опыт: наберите снега в миску и занесите в теплую комнату. Также можно растопить куски льда. Когда снег или лед тают, они превращаются в воду. А если вынести воду на улицу, то она, наоборот, превратится в лед. Проделайте такие эксперименты несколько раз, чтобы ребенок понял, что это постоянные, закономерные явления. Что станет со снегом и льдом, когда придет весна и солнышко начнет греть сильнее? Во что превратятся сосульки, когда они растают?
5. Знакомство детей с временами года
Знакомить детей с временами года можно по картинкам, по сказкам. Но все-таки ценнее всего самостоятельные (организованные взрослым) наблюдения. Зимой холодно, а на земле лежит снег, реки покрываются льдом. Люди надевают теплые куртки, пальто, шубы, шапки. Весной становится теплее, начинается таяние снега и льда. Появляются листья на деревьях, трава. Возвращаются перелетные птицы. Люди уже одеваются не так тепло, как зимой. Летом совсем жарко. Довольно часто бывают грозы. Люди одеты легко. А вот уже и осень. Похолодало, пошли долгие осенние дожди. Желтеют и опадают листья. Скоро придет зима.
6. Знакомство с животным миром
Немало увлекательных наблюдений за животными можно провести во время прогулок, особенно, когда удается выбраться в лес. Ребенку интересно все. Вот дятел стучит по стволу. Объясните, для чего он это делает: он достает из-под коры вредных жучков, «лечит» дерево. Вот муравьи тащат веточки и еловые иголки – они строят муравейник. Не надо им мешать: их работа нужна лесу (пока еще можно не объяснять, чем именно полезны муравьи, достаточно отметить сам факт). Вот скачет лягушка. Она хорошая, но не надо брать ее в руки. Ей нужна травка и вода, в руке у человека ей будет жарко и неудобно.
7. Ознакомление с растительным миром
Обратите внимание ребенка на различия между разными видами деревьев. У елки и сосны – иголки. Они не облетают зимой (это обязательно надо будет проверить, когда придет зима). У клена широкие вырезные листья, они очень красивы осенью. У березы мелкие листья и белый ствол с черными полосками. На полянке выросло много цветов: белые ромашки, синие колокольчики. Вместе с ребенком рассмотрите, из каких частей состоит цветок. Вот лепестки, вот стебелек, листья…
8. Наблюдения за растениями и животными
Наблюдать за растениями и животными можно и у себя во дворе, и в собственном доме. Прогулки по лесу позволят увидеть много разных животных и растений, сравнить их между собой. Домашние наблюдения дают другую возможность: подробно познакомиться с ростом одного какого-нибудь цветка, проследить, как зарождается бутон, как он созревает и, наконец, раскрывается. Можно увидеть, как растет котенок, как учится есть рыбу (а раньше пил молочко).
9. Воспитание заботливого отношения к растениям и животным
Растения надо поливать – иначе они засохнут. Домашних животных надо кормить. Зимой приходится подкармливать и диких животных, особенно птиц. Им трудно добывать корм из-под снега. Очень хорошо, если в уходе за растениями домашними животными, в подкармливании птиц принимает участие ребенок.
10. Как развивать в ребенке умение видеть красоту природы
Очень важно развить в ребенке умение видеть красоту природы. Оно не приходит само по себе. Надо учить ребенка замечать такие явления природы, как закат, радуга, обращать внимание на богатство красок осеннего леса, пышные снежные шапки, покрывающие деревья зимой, нежную зелень весенней листвы. Эти впечатления ребенок может передавать в своих рисунках.
Благодарю за внимание!